Регистрация

«Раздолье для коллекционеров» - итоги XXXVII Российского Антикварного Салона: от Кранаха до Рериха, Фешина и Тюльпанова.

Мне нравится2       0  
Традиционная осенняя сессия «Антикварного салона», проходящего в Москве в ЦДХ дважды в году, приготовила немало сюрпризов посетителям. Старые мастера, русский авангард×Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». читать дальше , картины одного из лучших учеников Репина, выставка в честь 90-летия Палеха — акцентов множество. Примечательно, что основной вектор сместился с аукционных домов и галерей в сторону частных коллекционеров.
С 18 по 26 октября в Центральном Доме Художника проходил осенний XXXVII Российский Антикварный Салон, событие значимое и долгожданное для коллекционеров и любителей искусства. Сразу отметим главную тенденцию: именно частные собрания против обыкновения заняли львиную долю стендов в центральной зоне. По словам Василия Бычкова, директора Центрального дома художника, «в этом году многих традиционных участников на Салоне не видно. Их отсутствие восполнили частные коллекции. География участников расширилась, кроме Москвы и Санкт-Петербурга хорошо представлены регионы, например, Озёрск. Приехали антиквары из Германии и Франции».
Представляет «Петербургский антиквар» (верхнее фото)
Многие лидеры антикварного рынка, обычно принимающие участие в Салоне, на этот раз поосторожничали. Вызвано это экономическими причинами, нестабильной политической ситуацией. Не видно стендов антикварных «зубров», традиционно выставлявших Айвазовского, Кустодиева, Клевера, мастеров первого ранга. При этом сам Салон и его посетители от такой тенденции, пожалуй, лишь выиграли. Действительно, если галереи, даже работающие в закрытом режиме, доступны для посещения круглый год, то уникальную возможность знакомства с частными коллекциями публике дарит именно Салон.
  • Частная коллекция Александра Экстер Городской пейзаж 1920 е 1930 е годы
  • Алексеевское подворье Александр Обер Баба яга 1900-е
  • Частная коллекция Борис Григорьев Ферма с барашками 1920 е годы
  • Частная коллекция Игнатий Крачковский Фиалки 1904
Представленные частные собрания наглядно показывают, что коллекционирование художественных ценностей в России является живо развивающимся, перспективным сегментом. Многие коллекции представили произведения с высокой художественной ценностью, музейного уровня, открыли «хорошо забытые старые имена».

Частный сектор может по праву гордиться представленной живописью звезд парижской эмиграции Бориса Григорьева и Александры Экстер, а также картинами Николая Крымова, Игнатия Крачковского и другими шедеврами.

Памятники иконописи и станковой живописи в едином пространстве представляет «Собрание Набокова-Алексеева» — одного из старейших участников Салона, радовавшего публику и некоммерческими проектами. «Есть смысл говорить об искусстве как о едином мировом процессе». Этот девиз Валерия Набокова-Алексеева может служить квинтэссенцией всего Салона и руководством к действию каждого коллекционера.
Прогуливаясь по Салону: представляют Art Dinasty, галерея Михайлова
Как никогда хорошо на этом салоне представлена живопись старых мастеров, западноевропейская школа. «Галерея Старых Мастеров», «Old Masters Gallery», «Icon&Old Masters», «Виардо» представили Лукаса Кранаха, Яна Стена, других живописцев первой величины.

Один из традиционных участников антикварного празднества, московская галерея «Даев, 33», известная персональными выставками Константина Коровина и других мэтров русского искусства, представила гармоничную взвешенную экспозицию. Ярко заявил о себе тематической экспозицией «В ожидании зрителя» новый участник — галерея «Здесь», специализирующаяся на художниках русской эмиграции. Перекликается с ней галерея «Веллум», выставившая мастеров первой трети XX века.
Ударной группой Российского антикварного салона выступили галереи, постоянно располагающиеся в Центральном доме художника. Так, «Арт-Союз» наряду с прекрасной живописью Степана Колесникова, одного из лучших учеников Репина, представил роскошного фарфорового «Павлина» из собрания Арменака Агабабяна.

«Меларус-арт» радует зрителей работами Стожарова, Ткачева, других классиков советского пейзажа, в поисках которых на Салон пришли многочисленные арт-дилеры и гости из Китая.
Необычна в этом издании Салона и специальная экспозиция, посвященная народному творчеству. Выставка, приуроченная к 90-летию Палеха, представила россыпь шедевров лаковой миниатюры из фондов Ивановской области, собраний А. Добровинского и К. Игнатьева. Работы классиков палехской миниатюры — И. И. Голикова, И. М. Баканова, И. И. Зубкова — убедительно показали, что народное искусство по силе притягательности и высоте мастерства может соперничать на равных с профессиональным.

Основная тенденция Салона состоит в том, что на этот раз меньше представлены Айвазовский, Клевер, другие традиционные для этого мероприятия мастера, хотя и их немало. И Айвазовский, и Горбатов, и Фешин, и Зверев, и другие, уже привычные для коллекционеров мастера, всплывают на том или ином стенде. Выставлен на Салоне и Николай Рерих, цены на которого стремительно растут на мировых аукционах.
Мы видим больше художников русского авангарда, мастеров тонких и неизвестных широкой публике. По соседству со старыми мастерами можно встретить произведения современных мэтров. Так, Игорь Тюльпанов, живущий в США классик современного искусства, представлен на почетном месте в нескольких экспозициях (его картины видите на фото).

На многих стендах живопись соседствует с декоративно-прикладным искусством: мебелью, фарфором, приятными вещицами. Третий этаж и антресоль, где располагаются участники рангом проще, заполнены посетителями, активно совершающими покупки. Объявления гласят, что фотографии старинные можно приобрести за 100 рублей. Подобные экспонаты, как и печатную графику, приобретают и в профессиональных целях. Так, например, художники, используют их в своем творчестве, в коллажах и инсталляциях. Цена же самых дорогих экспонатов, выставленных в центральной зоне, заоблачная и неизвестная.
Антикварный салон мало-помалу превращается в настоящую энциклопедию антикварной жизни. Каждый покупатель может выбрать себе экспонат по настроению, просто, чтобы полюбоваться, или приобрести его и пополнить ряды коллекционеров. По словам известного антиквара Виктора Музыки, арт-директора галереи «Наше наследие», «на этом салоне хорошо уходит средний ценовой сегмент».
Что ж, слухи о стагнации антикварного рынка преждевременны. Российский антикварный салон представил новых участников, как галерейных, так и частных, причем общий уровень художественных произведений по-настоящему высокий. Набор топ-лотов звучит убедительно. Да и аура у Салона XXXVII издания приятная. Попав туда раз, хочется вернуться и бродить часами. Именно так и поступают настоящие коллекционеры.

Елена Садыкова

Фото автора
Фото произведений предоставлены Российским антикварным салоном
Фото верхнего слайд — шоу — с сайта мероприятия
 
Комментировать Комментарии  2
HELP