Регистрация

«Зеркало, обладающее памятью» Георгия Делиева: картины-маски и не только!

Мне нравится4       0  
Такого оригинального представления автора картин юбилейной персональной выставки «Зеркало, обладающее памятью» поискать! Георгий Делиев — известный режиссер, актёр, музыкант, художественный руководитель комик-труппы «Маски»… Но прямо здесь и сейчас (и уже не один десяток лет) — замечательный художник! Вашему вниманию — уникальная возможность: экскурсия по выставке с самим Делиевым, за беседой с ним о жизни, творчестве, путешествиях и парадоксах.
«Он еще и рисует», — изумился таксист, выруливая на бульвар Жванецкого в Одессе. Здесь в галерее современного искусства «Аурум» и проходит выставка.
Удивление извозчика понять можно — в сознании большинства Делиев и театр «Маски-шоу» — понятия неразрывные, далее следуют связки: Делиев — режиссер, художественный руководитель, артист и музыкант, и, собственно, клоун! Но до сих пор немногие знают, что выпускник Одесского инженерно-строительного института Георгий Делиев всегда испытывал любовь к живописи и уже десять лет эта любовь стала явной, проявившись в серии выставок по всему миру.
Италия и Япония, Израиль, Китай, Корея, Мексика… Лица и маски, времена и нравы. Юбилейная выставка картин — это впечатления, фантазии, эмоции и размышления Георгия Делиева лет за 30.

Вкусности с часами

В нынешней экспозиции - около пятидесяти работ, выполненных в разных техниках, разными материалами и даже в разных странах. А теперь — прогулка по выставке в Одессе.

Наша экскурсия стартовала с серии натюрмортов с часами.


— Я был в январе в Берлине на гастролях, — рассказывает Георгий, — а я всегда беру с собой в поездки акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
read more
. Под рукой также оказался маленький альбомчик, на руке часы, а в холодильнике — разные овощи и фрукты. Я снял с руки часы, выкладывал по очереди «модели» из холодильника и рисовал. Вот огурец, такой вот вялый огурец. А какой он еще может быть зимой в Берлине? В целом мне все равно, что рисовать. Увлекает процесс! Всего было восемь натюрмортов с часами, четыре уже купили.
 — Что ж, порой время, буквально, «идет»! — говорю художнику
Выплывает стена с городскими пейзажами. Города сочные, вкусные, экзотичные. Хочется смотреть и смотреть, а еще лучше — одну из этих теплых картин утащить домой, чтобы потом, «долгими зимними вечерами», любоваться и пить кофе, или так: пить кофе и любоваться. Георгий указывает на один из пейзажей:

— В августе я был в Японии, и пейзаж рисовал там же на месте — восхитительная природа! А вот японок уже в Одессе «от фонаря» дорисовывал — чтобы была географическая ясность.

Рядышком — другая география, другой колорит. Один шаг, и мы с Георгием Делиевым…

— А вот Италия, Болонья. Рисовал прямо на крыше гостиницы, где мы жили в феврале 2012-го. Я утречком туда поднимался, а коллеги мне еще и кофе приносили.

— А где бы хотелось погостить подольше или даже остаться?

— Да нигде. Я, когда уезжаю, уже через месяц хочу домой. А вообще очень нравится Франция, люблю делать зарисовки в Великобритании. Люблю строгий образ Лондона! Италия, Голландия тоже нравятся, но долго находиться там нельзя — посмотрел, и все понятным становится. А вот Мексику и Японию долго покидать не хочется.
Незаметно к нам подкрались портреты. Барский, снова Барский и вот тут и тут, — правильно, — Барский! Все объясняется просто:

— Мне нравится рисовать портреты, но их обычно сразу забирают. Так что здесь, в основном, остались маски — образы из спектаклей «Отелло и Джульетта», «Ромео и Джульетта», «Дон Жуан»
«…А вот очень злой автопортрет! Это я в Мексике постригся, как-то настроению отвечало» — говорит Делиев.
Искусствовед Татьяна Басанец отмечает, что «авторский диапазон Делиева-художника развивается в жанре портрета и тематической композиции, где всегда присутствует острая повествовательная фабула… И не зря художник называет портрет „маской“. Маской, которая не прячет истинного лица героя, напротив активно персонифицирует его образ. В жанрово-тематических композициях проявляются не менее замечательные качества. Здесь образные нюансы снабжены красноречивыми элементами эмоционально-гротескной драматургии».
— Я тоже уловила «эмоционально-гротескную драматургию»: Георгий, ваш автопортрет энергетически просто сражает! Говорят, клоуны злые. Вы злой?

— Если так говорят, то, значит, какая-то доля правды в любой шутке есть. Но ведь не бывает абсолютно «законченных» людей.
Продвигаемся далее. Оп! И тигры у ног… вернее — львы со стен, глядят то в жаркую даль, то прямо на нас. Красуются!





— Диптих со львом я написал в Одессе, и вообще — все мои концептуальные работы создаются в Одессе. Вначале нарисовал льва, а потом решил запечатлеть и себя со львом.

— А мастерские у вас в каких городах?

— В Одессе две мастерских — в центре города и в Новой долине, где я живу. Огромные и светлые. В других городах ничего нет.

 — Только путешествия и путевые картины?

 — И местные, да. Вот мексиканский мотив: пейзаж я написал в Мексике, а образы расположил потом — чтобы заполнить пейзаж.

 — Сам жанр пейзажа мне скучен. Когда присутствуют люди, то есть и завершенность, потому я и «придумываю» людей.
Разглядываю картину, и как-то стесняюсь спросить, что делают эти двое из троих? Делиев отвечает так, что вопросы становятся неуместны, зато настроение появляется.

 — А это «Полнолуние»!
Гляжу дальше, думаю, а в это время идут «технические» пояснения и «биографические подробности» картин:

 — Видите — здесь такая неровная фактура? Мне иногда нравятся старые холсты, и я на них рисую. Бывает, не получилась картина — поверх рисую следующую. Кстати, так получился «Очень злой автопортрет»: собака. Собственно было три собаки. Я иногда повторяюсь…
Рисовая бумага, китайские тайны и миф о Суо Ли Бо

Подходим к изящной работе, выполненной на рисовой бумаге. «Летящий в деревню Су (клоун с арбузом, чтобы подарить его преподобному Суо Ли Бо)».

— Георгий, картон, холст, акварель, акрил, тушь… Но рисовая бумага — наверняка особая история. Как вы выбираете и осваиваете техники?
— Бывает, что и случайно. На гастролях я всегда хожу по галереям, и в Китае увидел много работ на рисовой бумаге. Знаменитая техника, и китайцы — потрясающие рисовальщики, они добиваются законченной искусственности, сейчас известны гиперреалисты — очень усердные. На рисовой бумаге невероятные кружева плетут!!! Я пошел в магазин, купил рисовой бумаги, тушь, принес в гостиницу…

 — …а рисовая бумага прозрачная, намокает вроде «промокашки», — значит, надо что-то подкладывать, чтобы рисовать. Сложно и непонятно! Тогда я пошел на рынок, где китайцы рисуют и торгуют, чтобы немного посмотреть как это делается, а они… скрывают свою технику. Продает китаец кисти и тут же рисует, но только я подхожу — прячет работы.

В итоге, я начал сам осваивать процесс, используя свой акварельный опыт. Несколько работ испортил, а потом что-то стало получаться. Принес листы в театр. Работы увидел мой парижский приятель Олег Сновиков. Тоже загорелся, начал изображать концептуальные, карикатурные и просто смешные зарисовки, например, Ленина с проституткой.

— У вас юмор другого рода — Георгий, Вы написали на картине, что арбуз предназначен преподобному Соу Ли Бо. Если такой человек подойдет и потребует арбуз, а то и полотно отдадите? И кстати, кто это Соу Ли Бо?

— Это имя — первое, что в голову пришло. Отдам ли? Не знаю, не переживал, если переживу, расскажу чем закончилось.
- А тогда в Китае я сделал портреты коллег и натюрморты. Мы повесили картины в гримерке. Всем очень понравилось! Пришли за кулисы китайские дизайнеры и архитекторы. Поинтересовались, чьи это работы и захотели купить. Я говорю:
— Ребята, как я вам продам, бедным студентам. У вас денег не хватит! Знаете сколько это стоит?

Они запечалились. Я уточняю:

— Тебе какая картина нравится?

В общем, взял и подарил китайцам понравившиеся работы, а тут прибежали наши: «Как, ты работы раздаешь?». А я им: «Да вот, пришли китайцы, им нравятся работы, а мне приятно как художнику». «Ты же мог продать!». Я сказал, что думаю: «За маленькие деньги не хочу продавать, а больших у них нет». В результате разобрали всю выставку!

Потом стал рисовать заново. Приехал в Одессу, подготовил лист пенопласта, взял рисовую бумагу, тушь, а так уже не получается! Более того, я подаренные работы не сфотографировал. А помню, что они очень хороши были. И ведь уже изучил технику, которая намного сложнее, чем акварель… А новые рисунки не получалось. И постепенно я заново стал осваивать технику. Вначале из пяти картин одна удавалась, потом — каждая вторая. Что-то стало сразу получаться. В Лондоне я так двух персонажей зарисовал — спят два старика на скамейке. Штук пять таких работ у меня купили.
Отзывы:

Ирина Иванова: «Если честно, то с этой гранью многочисленных талантов Георгия Делиева я встречаюсь впервые, и просто поражена! Все-таки талантливый человек талантлив во всем."


Андрей Кондрашин: «Для меня стало удивительным открыть для себя творчество этого актера «Маски-шоу» в живописи. Поражает его неординарный взгляд на мир, выраженный в его картинах.»
— Георгий, рассказывая о «высоком творчестве», вы не стесняете упоминать о прозе жизни: скажите, для вас важно, что работы продаются?

— Очень важно!

— И сколько стоят?

— По-разному, конечно. «Автопортрет с Сальвадором Дали» я продал за 1600 евро. Эта небольшая работа коллекционеру очень понравилась. А Полунину свои работы подарил.

— Где теперь живут ваши картины?

— В Россию много работ увезли, в США, несколько — во Францию, Португалию и очень много по Украине — здесь чаще всего проходят выставки и люди эти картины покупают. А вообще, я не знаю полную географию: люди приобретают, забирают работы, и далее отследить судьбы картин невозможно.

— А есть работы, которые не продаете?

— Нет, есть дорогие работы, и если предложат соответствующую цену — продам.
— Георгий, когда вы поняли, что у вас получается рисовать, как говорится, «на уровне»?

— А никогда. Понятно, что я владею акварелью, маслом, акрилом. Даже скульптурой владею — просто мастерской нет. Занимаюсь дизайном одежды, был художником по костюмам. Но всегда остается чувство неудовлетворенности.

— Чем дольше смотришь на ваши картины, тем дольше хочется…

— Мне это многие говорят, и меня это радует. У меня, в основном, такие картины, которые люди желают видеть у себя дома. А то ведь есть художники… Конечно, хорошие художники, но картины пишут несколько «суицидного» характера. Мрачные работы есть и у меня, но это образы из комедий, основанных на трагедиях.
Отелло, Дон Жуан по сюжетам — серьезные люди, и мы серьезные на сцене, и от этого — смешно.
Картины «Свидание», «С Новым годом!», «Смеющийся гуманоидыш», «Велосипедист»
Слово искусствоведу: «Экспрессия живописной палитры подчеркивает не только темперамент самого автора, но и острую ситуативность сюжетов — важного атрибута неоднозначных реалий нашей повседневности. Как ни странно, именно она роднит искусство Г. Делиева с духом живописи малых голландцев. Как у голландцев, в искусстве Г. Делиева присутствует взгляд непосредственного наблюдателя, которому не безразлична абсурдность жизненных ситуаций и персонажей творящих их. Но, если на сцене с его режиссерской подачи все это вызывает смех, то на полотне — грустную иронию. Со сцены фарс и комичность театра Г. Делиева воспринимается с огромной долей юмора, в живописи, напротив, с сочувствием и душевным пониманием. Подобный дуализм творческой концепции не что иное, как целостность взгляда Делиева-актера, режиссера и художника, необыкновенным образом связавшего идеи театра и живописи…», — Татьяна Басанец.

— Я услышала сравнение ваших работ с картинами «малых голландцев» — по сюжетности и задумкам. А какие художники вам нравятся?

— Классическая живопись. Люблю Рембрандта, Репина, Врубеля, практически всех импрессионистов, Дега, Ван Гога. На меня огромное впечатление произвел музей Ван Гога в Амстердаме! Когда в одном месте собрано такое количество полотен мастера, они производят гораздо большее впечатление, чем когда видишь одно-два полотна в Эрмитаже или Метрополине. Гениальнейший художник, который «рисовать не умел». Это «мазня», но в этом и его величие. Подходишь к полотну, и отойти не можешь! Реальная неизведанная магия. …Постмодерн мне не очень нравится, хотя некоторые инсталяции в Лондоне поражают.

— Сегодня многие, впервые увидев ваши полотна, тоже немало поражены. Скажите, Георгий Делиев — это в первую очередь художник, музыкант или артист?

— Так сложно сказать… Но у меня есть основная работа — театр, и она приоритетна. Если есть другие предложение и есть работа в театре, я отдаю предпочтение театру.

— Огромное спасибо за беседу и экскурсию, Георгий. Надеюсь, что какое-то время спустя мы увидим ваши новые впечатления и переживания на картинах.


Фото автора, иллюстрации последнего блока — с официального сайта
КомментироватьКомментарии
HELP