Регистрация

Кинетическая ностальгия: "Время движения" захватило московскую публику

Мне нравится1       0  
Выставка 13-ти кинетистов, членов группы «Движение», открылась в Старопименовском переулке. Этим громким проектом, истинным «праздником кинетизма», буквально ошеломившим всю художественную Москву, начала существование галерея «ARTSTORY», основанная коллекционером Люсинэ Петросян и Михаилом Опенгеймом. Итак, кто же они — истинные кинетисты?
Масштаб, полнота представления, разнообразие объектов, некий обїективный уровень мышления в другом измерении, плюс временной парадокс — фактически «Артстори» заново открыла искусство «Движения» широким массам. Кинетические объекты, инсталляции, пространственные структуры, живопись и графика, артефакты и материалы фотоархивов полнозвучно представили полувековую историю кинетизма «отечественного разлива».
Франциско Инфантэ. Спираль
Вячеслав Колейчук. Башня
  • Инфантэ Ф. Спираль. Вариант №2. 1965
  • Колейчук В. Башня.1966-2014гг. Плексиглас, леска.
До этой эпохальной выставки известностью из советских кинетистов пользовались Франциско Инфанте, Вячеслав Колейчук и, конечно же, их лидер — легендарный Лев Нуссберг. Возродившая конструктивизм×
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.
читать дальше
и воплотившая кинетизм группа распалась вслед за эмиграцией ее идейного лидера из России в 1976 году. Участники «Движения» впервые снова собрались вместе.
  • Вячеслав Колейчук и сотрудница Русского музея (Санкт-Петербург)
  • Франциско Инфанте дает интервью
Беседа: Анатолий Волгин, Вячеслав Колейчук, Рауль Скрылев
Теперь публике открыты имена, хорошо известные специалистам и коллекционерам, но недостаточно освещенные в текущих выставочных проектах. Сергей Зорин, Анатолий Волгин, Наталья Прокуратова, Владимир Акулинин, Галина Битт, Владимир Галкин, Александр Григорьев, Михаил Дорохов, Римма Заневская-Сапгир, Виктор Степанов — авторы первоклассных произведений искусства.
Виктор Степанов. Пришелец
Вячеслав Колейчук. Невозможный объект
В своем творчестве кинетисты прибегали к различным техникам: активно использовали светомузыку, другие новшества. Материалы также необычны: металлопласт, например, или алюминиевые трубки и провода.

Показательным является «Портативный инструмент светохудожника» (1963) Сергея Зорина: на фото с нынешней выставки автор демонстрирует его в действии.
Хитом выставки может считаться «Киберцветок» (1969) Нуссберга и Зорина, представляющий собой уникальную 3,5 метровую металлическую конструкцию со светомузыкальными динамическими элементами.

Кинетический объект «Начало» (1965) участника «Движения» протоиерея Анатолия Волгина не менее ярко иллюстрирует эти новые принципы создания арт-объекта.

«Спираль в спирали» (1967) и «Самовозводящаяся конструкция» (1968) Вячеслава Колейчука, живопись Льва Нуссберга и Франциско Инфанте, Риммы Заневской-Сапгир притягивают внимание зрителя магнетическими светоносными композициями и не отпускают его.
Истоки этого направления лежат в «Башне Татлина» и супрематизме. Мировыми лидерами кинетизма и оп-арта были француз Николя Шеффер и аргентинец Хулио ле Парк, вспомним и Эшера, и Вазарели, выставка которого, к слову, только что прошла в Москве. В России кинетисты, или же «кинеты», как они себя именовали, выступили ярко и зажигательно, представив полноценный вариант развития этого стиля.
Вячеслав Колейчук. Структура
Вячеслав Колейчук
XX век
Лев Нуссберг. Эскиз города будущего
Лев Нуссберг
1960-е
Виктор Степанов. Пришелец
Виктор Степанов
1964
Михаил Дорохов. Композиция
Михаил Дорохов
1962
Во многом кинетисты группы «Движение», основанной ровно 50 лет назад, предвосхитили развитие современного искусства. Они были слишком хороши для своего времени, эпохи тяжелого брежневского застоя. Они как нельзя более актуальны сейчас, в арт-мире, перенасыщенном холодными интеллектуальными разработками, которым недостает пульсации живого интеллекта.
Даже старое фото отражает именно такую атмосферу увлеченности и движения: В. Галкин, Ф. Инфантэ, В. Степанов, В. Акулинин — на монтаже выставки «На пути к синтезу искусств».


Еще один «застывший кадр» из истории «Движения»: Ф. Инфантэ и Л. Нуссберг на той же самой выставке

  • Экспозиция. Марина×Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. читать дальше Колейчук
  • Вячеслав Колейчук. Интерьвью
Работы для выставки «Время движения. Полвека русского кинетизма» предоставили сами авторы и целый пласт московских коллекционеров. Широко известный общественности Михаил Алшибая (на фото ниже), регулярно выставляющий артефакты из своего собрания в музейных залах, Сергей Жигалкин, Любовь Агафонова, Сергей Александров, Эрнест Багдасарян и многие другие.
  • Беседа. Колейчуки и Алшибая
  • Татьяна Костакова - дизайнер выставки и галереи
Фактически этим подвижникам, увлеченным коллекционерам искусства шестидесятников и семидесятников, удалось собрать настоящий «музей кинетизма». Высокий уровень представленных работ говорит сам за себя: такому музею быть.

А пока, вдохновленные их примером, коллекционеры могут попытать счастья и найти в современном искусстве подобную нишу, востребованную в будущем.
Эпохальная экспозиция подтверждает неоспоримый факт развития современного арт-рынка: коллекционеры создают собрания музейного уровня, выступают в роли кураторов и создателей галерей. Спектр деятельности коллекционера широк и так же включает в себя просветительские функции, как и у музейных институций. Что ж, открываем движение — во всех смыслах.

Елена Садыкова

Фото с выставки — автора материала. Заглавная иллюстрация: Нуссберг Л. Эскиз оформления пионерлагеря Орленок. 1968

Комментировать Комментарии
HELP