Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
… Увлекаясь стереоэффектами,Брайан Мэй собрал воистину астрономическую коллекцию,включая массу«гаджетов» по теме. И сам он тоже мастерит стереографии,правда,на помощь нередко приходит и компьютер. Делал он стереографии супруги,актрисы Аниты Добсон,и,конечно,в свое время — легендарного фронтмена Queen Фредди Меркьюри: «Кажется,что ты можешь дотронуться до него — до того эти изображения настоящие!» — волнуется Мэй.
С октября до апреля 2015 г. знаменательные картины художников из коллекции Тейт представлены в сопровождении редчайших стереографий 150-летней давности из коллекции Брайана Мэя. Такого публика еще не видела! Идея замечательна,исполнение — примечательно. Прекрасные картины художников викторианской эпохи и пре-рафаэлитов,столь любимые ценителями искусства,и «3D-эффект», так увлекающий молодежь,оказывается,широко бытовавший в седую старину — вау!
«Именно „Вау!“ — так говорят,увидев стереографию,после того,как воскликнули „Какая красота!“ при взгляде на картину» — говорит знаменитый«соавтор» мероприятия,Брайан Мэй. Музыкант дал ряд предварительных интервью,где разъяснил азы и тонкости процесса,и расскал о своем величайшем увлечении. Еще и позировал с особыми 3D-очками,им же усовершенствованными,на фоне особо эффектных картин.
На выставке Мэй представил лишь малую часть своей коллекции — 25 стереографий. И 12 из них выставлены вместе со «своими» картинами,среди них — работы пре-рафаэлитов Милле,Ландсира,Ханта,и викторианцев Маклайза(Маклиса), Кальдерона,Фрайта.
Начало истории стереографии в изложении Брайана Мэя. В 1851 году проходила Всемирная выставка в Гайд парке,где участвовали стереофотографы — их эксперименты пришлись по душе самой королеве Виктории,и индустрия тут же набрала обороты. Миллионы стереокарточек,от красоток до пирамид,открывали«миддл-классу», которые могли потратить пенс и шесть или менее шиллингов на забаву,настоящее окно в почти реальный мир!
Стереофото послужило и великому делу промоушна настоящего искусства: делались студийные«постановочные» фото,воспроизводящие сюжет и детали картины художника,и для этого привлекались актеры и статисты. Не всякий мог попасть в Лондон и Париж на выставку или в галерею,но увидеть сюжет нашумевшей работы художника в объеме,и понять,из-за чего сыр-бор в почтенной прессе — вполне. Кто-то,может,и стремился увидеть оригиналы — в чинных семействах в 1850 — 1870-х годах увлечение стереографиями было тотальным.
«Картинная галерея бедняка»(The Poor Man’s Picture Gallery) — заголовок из одной газеты 1858 года дал«прозвище» старинной забаве и название — нынешней выставке.
В среде«художественных стереофотографов» были известные имена(Michael Burr,Alexis Gaudin), чьи карточки отличались особым шармом и видением. Так что сегодня их работы«по праву занимают место в Тейт», уверяет один и кураторов выставки. Некоторые служили и прототипами для картин.
Так,сначала была стереография Майкла Барра(Michael Burr), а через 6 лет появилось полотно«Сердца и Черви»(разумеется,карточная масть) — картина Джона Эверета Милле. На ней три сестрицы Армстронг не ткали поздно вечерком,а играли в вист. А у Брайана Мэя оказалась и сама стереография 1866 года — раритет!
Мэй,музыкант и астроном,коллекционирует стереоскопические фотокарточки смолоду — мол,еще в детстве был в восторге от плохеньких,но 3D вкладышей в пачках кукурузных хлопьев,а потом как-то уже в туре случайно купил стереографии в лавке за сущие гроши. И за десятилетия коллекций разрослась до 100 000 экземпляров,являясь одной из крупнейших в мире,и включает истинные раритеты. Некоторых больше на свете и не сыщешь! Самый дорогой экземпляр оценивается в 36 тыс. фунтов,это изображение дочери королевы Виктории.
Французский эксперт Денис Пеллерин(Denis Pellerin — на фото с Мэем и куратором выставки Carol Jacobi), давно работающий вместе с музыкантом над каталогом его коллекции, — также в «главных титрах» выставки. «Я располагаю знаниями,а Брайан — стереографиями,некоторые из которых я и не мечтал увидеть!» — говорит он. Вместе соратники и компания London Stereoscopic Company(LSC), находившаяся у истоков движения и действующая доселе,подготовили объемный красочный каталог. Книгу-альбом продают на сайте,в галерее,а также Брайан Мэй будет реализовывать ее и в туре Queen!
На обложке каталога,как и на афишах выставки — картина пре-рафаэлита Генри Уоллиса(1830−1916) «Чаттертон»(1856): юный поэт,покончивший жизнь самоубийством в 17 лет,чьи произведения были опубликованы посмертно,был романтическим героем эпохи. Непризнанный гений отравлен — он будто спит… Для полотна Уоллису позировал английский поэт Джордж Мередит(George Meredith,1828 — 1909), и такова была сила искусства художника,что жена поэта сбежала с ним по завершении картины! Сенсационный в то время шедевр получивший широкий резонанс сразу же после выставки в Королевской Академии в 1856 году,и ныне хранится в Tate.
В сопровождении стереографии картина особенно впечатляет — она снова в фокусе внимания! «Но лично я всегда был увлечен Викторианской эпохой и картинами художников той поры,и однажды прочитал о стереографии(Chatterton Henry Wallis,1856) — я искал ее 6 лет!» — делится Деннис Пеллерин.
Уильям Пауэлл Фрайт — «День Дерби»: сцена в Эпсом Даунс,основанная на фотографиях Роберта Хоулетта,была такой популярной,что для выставки в Королевской Акадеии публику сдерживали металлические поручни. Теперь же зрителям интересно,как именно«смешались в кучу кони,люди» в 3D очках
Что ж,тогда вашему вниманию еще одна«королевская» картина из Тейт: «Мастерский замах сказочного дровосека»(или«Удар волшебного дровосека» — Fairy Feller’s Master-Stroke,Richard Dadd) — примечательная картина англичанина Ричарда Дадда: помутившись рассудком,художник убил отца — «воплощение дьявола», и был помещен в Бедлам — Бетлемскую королевскую больницу. Там он писал свои ставшие известными работы,и по заказу главного управляющего в течение 9 лет писал полотно«на сказочную тему». Fairy Feller’s Master-Stroke — одна из любимых картин Фредди Меркьюри,а значит — и песня Queen с альбома Queen II.