войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Рембрандт в Лондоне: на выставке и на ярмарке, подлинный и сомнительный

Ван Гог говорил, что отдал бы десять лет жизни ради возможности две недели просидеть с буханкой хлеба перед «Еврейской невестой» Рембрандта (на фото вверху). Сейчас эту картину и еще более 80 подлинных произведений великого голландца можно посмотреть в Лондонской национальной галерее на выставке «Рембрандт: Поздние работы», купив билет за 18 фунтов стерлингов и не лишаясь части жизни. А еще можно приобрести одного сомнительного Рембрандта — но это если у вас есть лишние 48,5 млн долларов и вас не опередит Роман Абрамович.
Рембрандт в Лондоне: на выставке и на ярмарке, подлинный и сомнительный
«Заговор батавов» — полотно для новой ратуши Амстердама, иллюстрирующее раннюю голландскую историю, — поручили писать ученику Рембрандта Говерту Флинку. Но тот умер и заказ передали учителю, который к тому времени обанкротился не только финансово — современники напрочь утратили к нему интерес. Готовое полотно, залитое удивительным светом, идущим откуда-то снизу, провисело в главном городском здании недолго: его вернули автору, так и не расплатившись с ним. Видимо, властям такая живопись, невероятно смелая по тем временам, не пришлась по душе. Словом, это был большой удар для Рембрандта и самая провальная его картина. Теперь же она — вернее, уцелевшая центральная часть полотна, — является жемчужиной лондонской выставки: Национальный музей Швеции крайне редко расстается с этим своим сокровищем.

Посвященная позднему творчеству Рембрандта выставка как раз рассказывает о том, что художник, несмотря на удары судьбы, не терял интереса к искусству, продолжая творческие эксперименты, совершенствуя мастерство, оставаясь вдумчивым психологом.
В последнее десятилетие Рембрандт пишет много портретов, в том числе и собственных. Этот «Автопортре

В последнее десятилетие Рембрандт пишет много портретов, в том числе и собственных. Этот «Автопортрет в возрасте 63-х лет» — одна из последних его работ (на выставке представлено целых четыре автопортрета мастера). Изучение этой картины с помощью рентгена показало, что изначально художник написал себя с кистью в руке, но потом убрал этот атрибут своего ремесла и сложил руки в замок — чтобы ничего не отвлекало зрителя от лица и прощального пристального взгляда.

Кроме живописи, на выставке представлены и рисунки Рембранда, который зорко следил за повседневной ж

Кроме живописи, на выставке представлены и рисунки Рембранда, который зорко следил за повседневной жизнью вокруг и набрасывал все, что трогало его ум и сердце. Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции Метрополитен-музея. Девушку казнили за убийство хозяйки: рядом с ней топор, с помощью которого она совершила преступление.

После смерти любимой жены Саскии рядом с Рембрандтом была Хендрикье Стоффелс, служанка, ставшая моделью, любовницей и родившая ему дочь (он переживет и ее, скончавшуюся в 1663-м). Неудивительно, что сцена купания с участием Хендрикье исполнена такой нежности и интимности.
«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654, из коллекции Лувра) демонстрирует, как в поздние годы Рембра

«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654, из коллекции Лувра) демонстрирует, как в поздние годы Рембрандт изменил свою повествовательную технику: многофигурным композициям с красноречивыми жестами и позами он стал предпочитать одиночные. Изложенную в Ветхом Завете историю любви Вирсавии и Давида мы должны прочитать даже не в письме, а в реакции на него, которая отражена на лице героини.

Выставка позднего Рембрандта продлится в Лондоне до 18 января будущего года, а уже в феврале переедет Амстердам, в Рейксмюзеум, являющийся, кстати, местом прописки «Еврейской невесты», которая никакой невестой, скорее всего, не является — просто так назвал шедевр в 1825-м году его тогдашний владелец Ван дер Ноор. С картинами Рембрандта недоразумения случаются часто — его наследие полно загадок и неразрешенных вопросов.

Чем больше Рамбрандта – тем больше сомнений

На завершившейся 19 декабря в Лондоне Frieze Art Fair, а именно на ярмарке Frieze Masters, где крупнейшие галереи на соседних стендах выставляют как старых мастеров, так и современное искусство, нью-йоркский галерист Отто Науман показывал «Портрет подбоченившегося мужчины», написанный в 1658-м Рембрандтом, — тоже, выходит, поздним. Науман хочет за «Мужчину» 48,5 млн долларов и надеялся, что в Лондоне к картине подойдет Роман Абрамович.
Рембрандт в Лондоне: на выставке и на ярмарке, подлинный и сомнительный
Насчет Абрамовича неизвестно, а вот искусствоведы, подходившие к портрету, находят сомнительным тот факт, что он написан Рембрандтом. Вещь, действительно, неоднозначная. И тут даже не на провенанс надо смотреть, а на правую руку портретируемого.

С атрибуцией Рембрандта все очень непросто. Ни в чем нельзя быть уверенным даже тогда, когда на полотне стоит подлинная подпись художника. У него было много учеников и подмастерьев, а на автографы он не скупился. Зато это почва для нескончаемых сенсаций. Одна из них имела место в октябре этого года: 76-летний Эрнст ван де Ветеринг, глава Исследовательского проекта «Рембрандт» (Амстердам) — с 1968-го года эта организация занимается ревизией рембрандтовского наследия, отсеивая сомнительные вещи, — опубликовал свежий том с полным перечнем работ Рембрандта — и в нем на 70 картин больше, чем в предыдущем! За Рембрандтом закреплены те вещи, что прежде считались произведениями его учеников или последователей.

Поначалу исследователи проекта в основном занимались тем, что лишали картины знаменитого авторства: в 1920-м году за Рембрандтом числилось 714 работ, в 80-е их число упало до 300, а сейчас снова возросло до 340. Пришло время реабилитировать полотна: более половины «новобранцев» каталога прежде специалистами этого же проекта и были лишены статуса рембрандтовских шедевров — и вот теперь Эрнст ван де Ветеринг восстанавливает истину.
Забавный факт, показывающий, что коллекционеры рады обманываться насчет того, что владеют Рембрандтом. Согласно статистике полицейских, с 1909-го по 1951-й год в США были украдены 9482 картины кисти Рембрандта. Конечно, искусствоведы к этой невероятной цифре никогда не относились всерьез.
Вот несколько из 70-ти работ, которые в новом каталоге проекта «Рембрандт» сенсационно приписаны величайшему живописцу:
  • Старик в кресле (1652), Лондонская национальная галерея
  • Мужчина, читающий при свечах (1648), Институт изящных искусств Стерлинга и Франсин Кларк (Уильямстаун, Массачусетс)
История «Старика в кресле» вдвойне любопытна. Он был одним из трех «рембрандтов» в коллекции XI Герцога Девонширского. Одного из них тот предложил нации — в качестве уплаты налогов. Англичане выбрали «Старика» — так в 1957-м он переселился в Национальную галерею, где начались хлопоты с атрибуцией. На сайте галереи картина пока подписана безымянным «последователем Рембрандта». А в 2010-м «Старик в кресле» даже был на выставке подделок и картин, ошибочно приписанных гениям. В Национальной галерее, на идущей сейчас выставке позднего Рембрандта, «Старика» нет, хоть каталог, где картине вернули имя великого голландца, и был опубликован буквально за несколько дней до ее открытия.
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 136
Оригинал
Райан Валдем. Крутой Микки
  • Реклама
Крутой Микки
Февраль 2024, 80×80 см
Женя Сазонова. Катарсис
  • Реклама
Катарсис
XXI век
$43
Оригинал
Ildar Kozhaev. Spotted dog cooler RGB
  • Реклама
Spotted dog cooler RGB
XXI век, 140×110 см
Анна Андреевна Чернядьева. Объёмная Белая интерьерная картина
  • Реклама
Объёмная Белая интерьерная картина
70×70 см
$191
Оригинал
Kristina Bondarenko. Ok
  • Реклама
Ok
XXI век, 21×15 см
$53
Оригинал
Kristina Bondarenko. Два
  • Реклама
Два
XXI век, 30×25 см
$80
Оригинал
  • Аукционист (1658), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Хендрикье Стоффелс, Штеделевский художественный институт (Франкфурт)
Крупные музеи по мотивам сенсационного реестра не спешат менять таблички на картинах, подписывая Рембрантом то, что еще вчера не считалось таковым, а вот для маленьких музеев вердикт Эрнста ван де Ветеринга может оказаться судьбоносным: художник с таким громким именем может увеличить посещаемость провинциальной галереи в разы.

Параллельно с рембрандтовской в Лондоне сейчас проходят такие грандиозные выставки:

— выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain

— «Джон Констебл: Становление мастера» в Музее Виктории и Альберта

— выставки трех немецких классиков современного искусства — Ансельм Кифер, Зигмар Польке, Герхард Рихтер