Посвященная позднему творчеству Рембрандта выставка как раз рассказывает о том, что художник, несмотря на удары судьбы, не терял интереса к искусству, продолжая творческие эксперименты, совершенствуя мастерство, оставаясь вдумчивым психологом.
В последнее десятилетие Рембрандт пишет много портретов, в том числе и собственных. Этот «Автопортрет в возрасте 63-х лет» — одна из последних его работ (на выставке представлено целых четыре автопортрета мастера). Изучение этой картины с помощью рентгена показало, что изначально художник написал себя с кистью в руке, но потом убрал этот атрибут своего ремесла и сложил руки в замок — чтобы ничего не отвлекало зрителя от лица и прощального пристального взгляда.
Кроме живописи, на выставке представлены и рисунки Рембранда, который зорко следил за повседневной жизнью вокруг и набрасывал все, что трогало его ум и сердце. Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции Метрополитен-музея. Девушку казнили за убийство хозяйки: рядом с ней топор, с помощью которого она совершила преступление.
«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654, из коллекции Лувра) демонстрирует, как в поздние годы Рембрандт изменил свою повествовательную технику: многофигурным композициям с красноречивыми жестами и позами он стал предпочитать одиночные. Изложенную в Ветхом Завете историю любви Вирсавии и Давида мы должны прочитать даже не в письме, а в реакции на него, которая отражена на лице героини.
Чем больше Рамбрандта – тем больше сомнений
На завершившейся 19 декабря в Лондоне Frieze Art Fair, а именно на ярмарке Frieze Masters, где крупнейшие галереи на соседних стендах выставляют как старых мастеров, так и современное искусство, нью-йоркский галерист Отто Науман показывал «Портрет подбоченившегося мужчины», написанный в 1658-м Рембрандтом, — тоже, выходит, поздним. Науман хочет за «Мужчину» 48,5 млн долларов и надеялся, что в Лондоне к картине подойдет Роман Абрамович.С атрибуцией Рембрандта все очень непросто. Ни в чем нельзя быть уверенным даже тогда, когда на полотне стоит подлинная подпись художника. У него было много учеников и подмастерьев, а на автографы он не скупился. Зато это почва для нескончаемых сенсаций. Одна из них имела место в октябре этого года: 76-летний Эрнст ван де Ветеринг, глава Исследовательского проекта «Рембрандт» (Амстердам) — с 1968-го года эта организация занимается ревизией рембрандтовского наследия, отсеивая сомнительные вещи, — опубликовал свежий том с полным перечнем работ Рембрандта — и в нем на 70 картин больше, чем в предыдущем! За Рембрандтом закреплены те вещи, что прежде считались произведениями его учеников или последователей.
Поначалу исследователи проекта в основном занимались тем, что лишали картины знаменитого авторства: в 1920-м году за Рембрандтом числилось 714 работ, в 80-е их число упало до 300, а сейчас снова возросло до 340. Пришло время реабилитировать полотна: более половины «новобранцев» каталога прежде специалистами этого же проекта и были лишены статуса рембрандтовских шедевров — и вот теперь Эрнст ван де Ветеринг восстанавливает истину.
Параллельно с рембрандтовской в Лондоне сейчас проходят такие грандиозные выставки:
— выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain
— «Джон Констебл: Становление мастера» в Музее Виктории и Альберта
— выставки трех немецких классиков современного искусства — Ансельм Кифер, Зигмар Польке, Герхард Рихтер