войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Альбрехт Дюрер не написал «Плач о Лютере», предполагает исследование

Элегию Альбрехта Дюрера об аресте протестантского реформатора Мартина Лютера описывают как «одну из величайших спонтанных молитв в мировой литературе». Однако новейшее исследование показывает, что её автором был вовсе не немецкий художник, гравёр и писатель.
Альбрехт Дюрер не написал «Плач о Лютере», предполагает исследование
«Плач о Лютере» считается одним из самых известных литературных произведений Дюрера. Однако это могло быть произведение его современника-монаха, которое художник переписал в свой дневник, возможно, по политическим причинам. Автор текста сожалеет, что «благочестивый человек» и «сторонник истинной христианской веры» был арестован, «вероломно взят в плен». «Помоги мне оплакать этого человека, проникнутого духом Божьим, и умоляю, Боже, пришли нам другого человека, несущего его свет», — пишет он.

Однако искусствовед из Утрехтского университета Йерун Штумпель пришёл к заключению, что элегия, скорее всего, была написана Якобом Пробстом. Этот монах из ордена Августина проживал неподалёку от дома Дюрера в Антверпене. Тесные связи Пробста и Лютера подтверждаются их перепиской в 1519 году — сразу после того, как первый переехал в Антверпен из Виттенберга, где проповедовал второй.
Штумпель пишет, что в симпатиях Дюрера делу Лютера нет сомнений, но выразительный стиль элегии отличается от остальных записей в его дневнике. «Приходится заключить, что этот отрывок определённо сочинил современник, но не Дюрер. Должно быть, он каким-то образом был включён в дневник, а затем стал его частью, — случайно или более-менее намеренно — как простой и приятный повод выставить Дюрера стойким лютеранином».

Штумпель добавляет: «Тон и стиль „Плача“ во всех отношениях соответствуют письму, которое, как известно, было написано Пробстом… Богословие, страстный голос и любовь к Лютеру полностью подходят публикациям Пробста того времени и совершенно противоречат всему, что, как мы знаем, написал Дюрер».

Эссе Йеруна Штумпеля войдёт в каталог предстоящей выставки в Национальной галерее в Лондоне. Она называется «Странствия Дюрера. Путешествия художника эпохи Возрождения» и запланирована на весну 2021 года.

В экспозицию войдёт более сотни картин, рисунков, гравюр и документов, большинство из которых демонстрируется в Великобритании впервые. Среди них — панель «Мадонна семьи Халлер» (1490-е) на одной стороне которой изображена Мария с младенцем Христом, а на другой — «Бегство Лота с семьёй из Содома». Работа прибудет в Британию из Национальной художественной галереи в Вашингтоне.
  • Альбрехт Дюрер, «Мадонна с младенцем (Мадонна семьи Халлер)», лицевая сторона панели. 1490-е. Национальная галерея искусств, Вашингтон
  • Альбрехт Дюрер, «Бегство Лота с семьёй из Содома», обратная сторона панели. 1490-е. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 137
Оригинал
Андрей Люмес. Летний день
  • Реклама
Летний день
2023, 40×50 см
$104
Оригинал
Ildar Kozhaev. Spotted dog cooler RGB
  • Реклама
Spotted dog cooler RGB
XXI век, 140×110 см
Роман Анатольевич Зеленцов. Программа передач
  • Реклама
Программа передач
Райан Валдем. Крутой Микки
  • Реклама
Крутой Микки
Февраль 2024, 80×80 см
$541
Оригинал
Выставка отразит то, как Дюрер отзывался на глобальные вопросы своего времени о значении и проведении земной жизни, после вызова вере, брошенного Лютером.

Мартин Лютер — одна из самых влиятельных фигур в истории христианства, немецкий теолог. В 1517 году он опубликовал свои 95 тезисов, осуждающих злоупотребления католической церкви, такие как отпущение грехов за деньги. Бросив вызов папской власти, он был отлучен от церкви и стал катализатором протестантской Реформации XVI века.

Доктор Сьюзан Фойстер, замдиректора Нацгалереи и куратор выставки, заявила: «Революционное открытие Штумпеля проливает новый свет на Дюрера как на человека, так и на художника. Оно позволяет нам приблизиться к подлинному Дюреру и переоценить работы, которые мы покажем, через призму убеждений Лютера».

Выставка «Странствия Дюрера. Путешествия художника эпохи Возрождения» должна пройти с 6 марта по 13 июня.

По материалам The Guardian