• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Дама без горностая: французский инженер Паскаль Котт вгляделся вглубь шедевра Леонардо

Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
«Даму с горностаем» Леонардо да Винчи писал в три этапа. И никакой зверушки в руках у героини поначалу не было. Как не было на переднем плане и гениально выписанной кисти правой руки. К таким выводам пришел Паскаль Котт, изучивший шедевр с помощью уникального фотосканера и рассмотрев его в различных оптических спектрах. Ну, и еще к одному: что художник не был лишен ни сомнений, ни перфекционизма.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани
Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани
Леонардо да Винчи
1480-е , 54.8×40.3 см
С помощью своей технологии очистив картину от лака, вековой грязи и выходок реставраторов, Котт увидел, что сначала дама на картине была вообще с пустыми руками, а потом у нее появился горностай — но не такого парадного вида, как в финальной версии. А вместе с ним — голубая накидка.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем (фрагмент)
Существует несколько версий относительно того, зачем даме горностай:
— игра слов: по-гречески горностай — γαλῆ (гале), а изображена на картине, вероятнее всего, Чечилия (Цецилия) Галлерани — любовница герцога миланского Лодовико Сфорца;
— горностай был эмблемой рода Сфорца;
— Цецилия, возможно, изображена беременной, а горностай, скрывающий ее живот, — еще и символ целомудрия и чистоты: заказчик картины, таким образом, дает понять, что не считает позором рождение ребенка вне брака;
— а, может, дело в том, что Цецилия была властной барышней и умела держать своего герцога в руках.
А вот относительно Паскаля Котта нет никаких тайн. Он возглавляет компанию Lumiere Technology, которая предлагает крупнейшим галереям мира услуги по высококачественной оцифровке сокровищ с помощью мультиспектральной камеры. Исследование самых громких шедевров с помощью этой технологии — своеобразная презентация возможностей, маркетинговый ход. Впрочем, и подспорье искусствоведам. О тайнах «Дамы с горностаем» Котт целую книгу написал.
Впрочем, изобретенная Коттом технология — вещь полезная, особенно когда речь идет о работах старых мастеров, к которым прикасаться руками и инструментами опасно: контакт может иметь непоправимые последствия. Мультиспектральный анализ позволяет виртуально очистить картину от наслоений, добраться до самого холста, не подвергая ее опасности. Также это отличный инструмент для аукционистов: технология помогает проверять подлинность.
К творчеству Леонардо Паскаль Котт неравнодушен давно. Еще в 2007-м он отчитался о том, что обнаружил, вглядевшись с помощью своего прибора в «Джоконду». Оказывается, у нее были брови и ресницы. Левой рукой она придерживала поблекшее теперь покрывало. Небо за ее спиной было сияющее голубым, а кожа — розовой, а не оливковой.

Тогда же, в 2007-м Котт заговорил и о «Даме с горностаем». Во-первых, он разглядел на ней отпечатки пальцев да Винчи. А это очень важно, потому что долгое время авторство картины было под сомнением (у этого полотна, вообще, нелегкая судьба — например, ему досталось во время Второй мировой). Во-вторых, Котт установил, что фон изначально был не черным, а синим. Ну, и серого взъерошенного горностая он увидел еще тогда. А вот до самой первой версии картины добрался только теперь.

Читайте также:
— Настоящий Ренуар: наука снимает покров тайны

— Реставраторы нашли кита в темной живописи: картина Хендрика ван Антониссена «с прибавлением» — в музее Кембриджа
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: