• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

В тюрьму на праздник свободы: Ай Вэйвэй превратил в выставочное пространство Алькатрас

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Гигантский воздушный змей в виде радужного китайского дракона парит под тюремным потолком. Рядом с ним — крылатые узники поменьше, символизирующие 30 стран, где права человека попраны. Раковины в камерах захлебываются белоснежными фарфоровыми цветами, а пол устелен коврами из портретов 175 узников совести — от Нельсона Манделы до Эдварда Сноудена… 27 сентября семь вопиющих о растоптанной свободе скульптур известнейшего китайского художника и акциониста Ай Вэйвэя открыли для посетителей в бывшей печальноизвестной тюрьме строгого режима США.

Пекинский заключенный

Похоже, перформансы с разбитыми и украшенными логотипом Cola-Cola вазами династии Хань давно уже «птица не его полета», ведь за спиной одного из самых влиятельных художников современности — годы противостояния китайскому правительству и системе. Традиционно, автор не смог приехать на собственную выставку, контролируя монтаж инсталляций по Интернету. Его персональной тюрьмой стал Пекин — за пределы родины Ай Вэйвэя правительство не выпускает. После 81-дневного ареста в 2011 якобы за уклонение от уплаты налогов, художнику запретили покидать Народную республику на протяжение года. Однако этот срок отчего-то затянулся.

Во время выставки в Берлине его безмолвное участие символизировали ежедневно сменяющиеся букеты цветов в велосипедной корзинке у входа в галерею. Теперь все проще — присутствие мастера ощущается во всем: еще никогда доселе искусство Ай Вэйвэя не было настолько органично интегрировано в пространство. Полигоном для реализации арт-проекта стал блок А, столовая, больница и прачечная Алькатраса.

Голоса «Бродвея»

Федеральная тюрьма строгого режима в заливе Сан-Франциско в 1963 году превратилась в музей, который ежегодно посещает около миллиона туристов. Для большинства Алькатрас известен, прежде всего, тем, что здесь томился Аль Капоне. Ай Вэйвэй решил обратить внимание на другую сторону медали — судьбы заключенных по политических мотивам.

Главный коридор тюремного корпуса называли «Бродвеем». Проходя по нему, можно увидеть камеры с низкими стальными табуретами в землистом освещении. За некоторыми работами зрители могут наблюдать только из-за стекла, как надсмотрщики за заключенными.

Отовсюду доносятся звуки — это записи песен, стихотворений или выступлений тех, кто по той или иной причине в свое время стал неугоден государству. Вот слышатся пиццикато тибетского певца Лоло, который на шесть лет потерял свободу за призыв к независимости Тибета во время игры на струнных музыкальных инструментах. Из другой камеры Мартин Лютер Кинг высказывается против войны во Вьетнаме, агитируя за «мирную революцию». В двух шагах от него поют участницы Pussy Riot.
Одна из камер настолько тесная, что в ней невозможно вытянуть руки. Грязный рукомойник, унитаз, стул и саксофон: объект посвящен памяти нигерийского музыканта Фелы Кути, известного своей политической деятельностью и создавшего собственное государство, лишенное проявлений расизма — Республику Калакута.
Очередной неординарный замысел Ай Вэйвэя смог воплотиться при том, что бывшая тюрьма вовсе не предназначена для установки художественных инсталляций. Однако, самым непреодолимым, казалось, должно было стать политическое препятствие — ведь наряду с политзаключенными Китая и Ближнего Востока, героем выставки стал антагонист администрации президента Обамы — Эдвард Сноуден.

Сто цветов

В Алькатрасе всегда был высокий уровень самоубийств. Чего только стоит «политика тишины», изматывающий «день сурка» и лишение права пользоваться библиотекой за малейшую провинность. В больничном крыле расположены два мрачных изоляторы для психически больных. Ай Вэйвэй наполнил их раковины, туалеты и ванные изящными фарфоровыми цветами, напоминающими погребальные букеты. Это аллюзия на знаменитый лозунг Мао: «Пусть расцветают сто цветов», с которым он обратился в 1957 г к китайской власти, предложив кампанию гласности. Как известно, инициатива повлекла за собой жестокие преследования интеллигенции.

Здесь же отзываются индейскими песнопениями камеры, в которых содержались представители племени хопи, заключенные в Алькатрас в конце 19 века за протест против получения их детьми некачественного образования.
Справка АРТХИВА На 55-ую Веницианскую биеннале в 2013 г. Ай Вэйвэй привез инсталляцию S.A.C.R.E.D — шесть металлических коробок, воспроизводящих его пребывание за решеткой. Каждый ящик — комната, в которой скульптурное изображение автора проходит допросы, обедает, спит, моется в присутствии двух надзирателей.

Птица Феникс

Вне здания тюрьмы, в промышленном строении, как правило, закрытом для посетителей, находятся три самые большие работы Ай Вэйвэя. Одна из них — парящая пятитонная скульптура, в которой угадывается образ птичьего крыла. Ржавая арматура удивительным образом рифмуется с истощенной временем конструкцией Алькатраса. Металлические листы, создающие будто покрытую водной рябью поверхность, — это светоотражающие панели, которые жители горного Тибета используют для приготовления еды. Рядом — чайник, котелок с выпуклым дном и дешевая алюминиевая пароварка.
Огромный дружелюбный Дракон-хиппи, парящий над клетчатым небом тюрьмы, обнажает перед гостями зубы, но он дружелюбен. Его глаза выполнены в форме логотипа Twitter, запрещенного в Китае, а радужное тело пестреет цитатами Манделы и Сноудена.

Диссиденты в пикселях

В последней комнате находится инсталляция из шести огромных ковров, выполненных из 1,2 млн деталей конструктора Lego. Одно из крупнейших изображений — улыбающийся Лю Сяобо, состоящий из синих и белых элементов. Правозащитник, писатель и лауреат Нобелевской премии мира, был заключен в тюрьму за неугодную коммунистической партии Китая деятельность. Ай также изобразил адвоката по правам человека Гао Чжишеня, слепого правозащитника Чэнь Гуанчэна и многих других.

Создание таких масштабных работ потребовали участия в кропотливой работе десятков помощников. Но после 100 млн фарфоровых семян Вэйвэя, изготовленных вручную и покрывающих пол Турбинного зала лондонской галереи Tate Modern, удивляться нечему. По замыслу, посетители должны были наступать на изображение, однако администрация Алькатраса во избежание повреждений этому воспротивилась.
«Заблуждением тоталитаризма является то, что свобода может быть заключена в тюрьму. Это не тот случай. Если вы ограничите свободу, она взлетит и приземлиться на подоконнике». Ай Вэйвэй
Вместе с произведениями современного искусства, автор передал 5 тыс открыток с адресами заключенных по всему миру, которые гости выставки могут отправить лично. На открытках изображены растения и животные тех стран, в которых томятся в неволе адресаты. Найти весточки можно в помещении тюремной столовой, оборудованной резервуарами со слезоточивым газом для урегулирования возможных потасовок. Таким образом зрители смогут внести свой маленький вклад в преодоление изоляции инакомыслящих по всему миру.
Отбывать срок в Алькатрасе инсталляции Ай Вэйвэя будут до 26 апреля 2015 г.
Автор: Яна Сасина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: