Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве

Съедобные и благоухающие: картин Арчимбольдо в Вене стало больше - «Флоры» в гостях

Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Груша вместо носа, тыква в грудной клетке, шея из баклажанов и волосы-виноград… Это портрет не кисти художника-вегана, а работа уникального итальянского живописца эпохи Возрождения, второго Леонардо да Винчи и предтечи сюрреализма, Джузеппе Арчимбольдо. До 15 февраля 2015 г. в Венском Музее Истории искусств (Kunsthistorisches Museum) — не только «музейные» четыре картины автора, но и две «гостевые» работы, предоставленные из частной коллекции. За 400 лет эти работы впервые «встретились» вместе!
Незаслуженно позабытый натурфилософ, дизайнер и даже инженер — таков Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) (1527 — 1593). Его картины в эпоху Интернета в наши дни все более на виду. К сожалению, до нас дошло всего около 30 работ художника, выполненные в уникальной манере. В основном, это портреты в профиль и анфас, состоящие из овощей и фруктов, цветов, рыб, книг, музыкальных инструментов и даже элементов кухонной утвари.
Джузеппе Арчимбольдо. Вертумн
Джузеппе Арчимбольдо. «Вертумн» (1590 — 1591) — художник представил императора Рудольфа II древнеримским богом времен года. Поэтому правитель вышел «съедобным» — «сшит» из спелых овощей, фруктов, злаков и цветов. Вместо ушей у него торчат кукурузные початки, поблескивают вишнево-ежевичные глаза, румянятся щеки-яблоки. Как ни странно, такая трактовка своего образа правителя весьма порадовала, и он не поскупился на благодарности: возвел Арчимбольдо в степень пфальцграфа (графа, управляющего дворцом). Кстати, мастер был одним из кураторов императорской Кунсткамеры.
Джузеппе Арчимбольдо. Флора (Flora meretrix)
Флора (Flora meretrix)
Джузеппе Арчимбольдо
1590

Охота за цветочными головами

В январе этого года эти картины Арчимбольдо показали в Мадриде, а сегодня в Вене они впервые за четыре века выставлены вместе с четырьмя полотнами мастера из постоянной коллекции Венского музея истории искусств. Плюс две работы из частного собрания — заполучить их было большой удачей, признают кураторы музея. Одна из картин-гастролеров — знаменитая «Флора» (1588 г): в женский образ художник вплетает лепестки цветов, из которых рождаются пленительные черты! То и дело цветы становятся лицом, а облик растворяется в цветах.
Точнее, «Флоры» в Венском музее две, причем разные: лица отличаются очень сильно по типажам, и одна фигура даже частично «топлесс». Но обе — в цветах, «соски — бутоны», как говорили поэты. В происхождении и авторстве картин не сомневайтесь: провенанс столь отличающихся друг от друга «Флор» можно проследить вплоть до коллекции Императора Рудольфа Второго, при дворе которого работал художник.
Обратите внимание и на рамы полотен — гостей: с дизайном можно было бы и поспорить, однако заказчику в 1970 понравился вариант обрамления от дизайнера Federico Zeri.
Джузеппе Арчимбольдо. Вода
Вода
Джузеппе Арчимбольдо
1566
Справка АРТХИВа: Творчество Арчимбольдо относят к маньеризму — переходному стилю в художественном искусстве между эпохой Возрождения и барокко. В возникновении этого направления виноват кризис идей, наблюдавшийся в ХVI веке. Центром маньеризма в Западной Европе становится королевский двор в Вене. Отсюда он распростерся по Франции, Голландии и Франции.
Джузеппе Арчимбольдо. Зима
Джузеппе Арчимбольдо. Лето

Мастер празднеств

Выходец из Италии Джузеппе Арчимбольдо, состоявший на службе при Габсбургском дворе, брался не только за кисть и создание декораций к театрализованным постановкам, но и занимался проектированием… гидравлических машин. Именно поэтому его часто сравнивают с другим прославленным итальянцем, Леонардо да Винчи. И не зря Арчимбольдо в далекую эпоху прозвали «мастером празднеств»: кроме устройства придворных шоу, он еще изобретал музыкальные инструменты — «перспективную лютню» и «цветовой клавикорд» (звуки соответствовали определенному цвету). Получается, что именно он он изобрел… первую «светомузыку»!


Джузеппе Арчимбольдо. Огонь
Огонь
Джузеппе Арчимбольдо
1566

Нужно отметить, что при жизни Арчимбольдо завоевал бешеную популярность, его стилю подражали современники, называвшиеся «арчимбольдесками», а работами восхищались члены имперской семьи. Более того, в этих картинах находят зачатки сюрреализма. Однако спустя годы после смерти имя художника кануло в Лету. В Венском музее истории искусств ситуацию решили исправить, постоянно привлекая внимание к необычным, удивительным сокровищам — картинам работы этого мастера.

Яна Сасина

Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum или KHM) существует с 1891 г. и является одним из известнейших галерей австрийской столицы. В его постоянной коллекции наряду с картинами других представителей маньеризма собраны картины Джузеппе Арчимбольдо из серии «Времена года» — «Лето» и «Зима» (1563), а также «Огонь» и «Вода» (1566).

ЧТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Золотые хиты Венской осени: на выставках — Арчимбольдо, Климт, Миро, Моне, Веласкес, Тулуз-Лотрек»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP