• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

«Моя постель» Эмин переехала в Тейт плюс ХИТ-парад «постельных сцен» от Доре до Мане

Мне нравится11  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
«Постельный» скандал вокруг инсталляции Трейси Эмин «Моя постель» (1998) получил неожиданно чинную развязку: нравится или нет, однако после продажи «арт-объекта» этим летом на аукционе Christie’s за рекордные 4,3 млн. долл. знаковую инсталляцию отдают… в музей! «В галерею Тейт!» — заявил покупатель, пожелавший остаться известным… Вашему вниманию — подробности, а заодно и наш «постельный хит-парад» всех времен и народов!
Имя Трэйси Эмин (Tracey Emin, 1963 г. р.), вот уже 5 лет как на слуху, и в 2014 вопиюще неприбранную постель с «пятнами естественного происхождения», окруженную мусором, включающего пустые бутылки, окурки и презервативы, купил немецкий коллекционер — граф Кристиан Дюркхайм (Christian Duerckheim). На счету покупки — премия Тернера 1999 года и длинный шлейф шумихи и скандалов. Однако ценителя современного искусства прежде всего восхитила честность художницы, и эта постель — «…метафора жизни, где начинаются проблемы и умирает логика». С последним согласны на все сто!
Дюркхайм собирает современное искусство уже более 50 лет, и в его коллекции — работы Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке и др. Несколько лет тому он подарил 34 рисунка Британскому музею, и вот — новое приобретение: инсталляцию «Моя постель» Трейси Эмин граф решил передать галерее Тейт. Правда, пока что на 10 лет, в качестве музейного займа. Ну, а директор галереи не отказался: работа имеет культовый статус, а художница и вовсе всегда считала, что ее творению — самое место именно в Тейт. Там, кстати, проводилась выставка ее работ.
«Большинство художников всю жизнь стремятся сотворить свой opus magnum, свою „Мону Лизу“. Мне это удалось аж дважды. Это „Моя кровать“ и моя палатка. Благодаря этим работам я чувствую себя совершенно счастливой». Арт бунтарка «чокнутая Трейси», которая и не надеялась дожить до 20 лет, во время аукциона переживала, что ее работа уйдет в небытие частной коллекции какого-то чудака, и просила подарить «Постель» музею.
А теперь вашему вниманию — 15 самых известных и интересных «постельных сцен» в истории искусства: мы отдавали предпочтение ярким сценам, красивому белью, и знаменитым полотнам и авторам.
Если говорить о самых скандальных постелях в живописи, первым на ум приходит знаменитое и эпохальное полотно Эдуарда Мане. Дама полусвета (то ли натурщица Викторина Мёран, то ли… любовница Наполеона) наделала шуму на Парижском салоне 1865 года! А в наши дни «Олимпия» спокойно и достойно заняла место в зале музея д’Орсе в Париже.
Эдуар Мане. Олимпия
Олимпия
Эдуар Мане
1863, 130.5×190 см
Тициан Вечеллио. Венера Урбинская

…Кстати, «скандалист» Мане как-то копировал знаменитую картину — «Венеру Урбанскую» Тициана!
… И тут же мы вспоминаем о другой Венере — Веласкеса. Признатсья, в детстве, листая альбом репродукций великого испанца, можно было испугаться, глядя на эту картину. Уж очень велик был контраст между нежным совершенством тела красавицы, и странным, тревожно некрасивым отражением ее лица в зеркале! Откуда ребенку знать, что инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело, и автор соблюдал анонимность модели… Кстати, в конце XVIII в. эта картина по праву занимала место во дворце герцогини Альбы возле знаменитой «Махи обнажённой» Гойи: именно Веласкес вдохновил Гойю (ну, кроме самой божественной Альбы).

…Любуясь шедевром, мы готовимся и к крупной выставке работ Веласкеса в Вене — читайте подробный анонс!
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
Венера перед зеркалом
Диего Веласкес
1651, 122×177 см
Пьер Огюст Ренуар. Лежащая обнаженная

«Венера с зеркалом» Веласкеса вдохновила и Ренуара, причем, мы бы сказали, весьма конкретно: сравните и полюбуйтесь двумя вариантами красок постели!

А вот и знаменитейшая «Маха обнажённая» (La maja desnuda) Франсиско Гойи, к ней в пару — «Маха одетая». Это странное «маха» пишется с маленькой буквы, ибо это слово попросту обозначает испанскую горожанку. А что касается имен, - Гойю и герцогиню Альба связывали «длительные отношения». Считается, что именно она изображена на полотнах влюбленного испанца.

Франсиско Гойя. Обнаженная Маха
Обнаженная Маха
Франсиско Гойя
XIX век, 98×191 см
Франсиско Гойя. Маха одетая
Маха одетая
Франсиско Гойя
XIX век, 97×190 см

Ну, а Ренуаровскую «Обнаженную» (Nu féminin), написанную в 1876 г., мы отлично знаем, пожалуй, из-за ее «адреса прописки» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. О сколько репродукций чудных в журнале было «Огонек»…

Эта постель тоже скандальная, но, так сказать, «по-тихому»: 1898 году известнейший коллекционер и «первый арт-дилер» Дюран-Рюэль продал ее московскому купцу и коллекционеру Петру Щукину. А тот на 14 лет запер ее в свой спальне! Сам любовался, а выставлять на публику не решался.

Пьер Огюст Ренуар. Обнаженная
Обнаженная
Пьер Огюст Ренуар
1876, 92×73 см

Колоритная постель — «Одалиска» Матисса — одна из его известных картин «по мотивам» воспоминаний художника о Марокко. Анри Матисс посещал Танжер в 1911 — 1913 годах, и позже так рисовал пленительных фемин, что именно эти работы изменили мнение публики о художнике. Ведь ранее Матисса упрекали в «неодушевленности» объектов, но серия «Одалисок» покорила даже строгих критиков!

…Сейчас на слуху — другая картина, «Одалиска в красных шароварах», которую похитили и нашли, вернув музею. Подробности — в отдельном рассказе Артхива

Анри Матисс. Одалиска в красных панталонах
Одалиска в красных панталонах
Анри Матисс
Раз уж речь зашла об узорчатых постелях одалисок, вспомним и Тараса Шевченко-художника: очень трепетная работа, которая, по мнению искусствоведов, чуть ли не предвосхищает эксперименты Матисса и Гогена. «Натурщица» («Одалиска») была создала в 1840 году. Ну, а в 2014, в год 200-летия со дня рождения творца — художника и поэта Шевченко, — рисунком любовались на различных выставках. Постоянно работа хранится в Национальном Музее Тараса Шевченко (Киев).

Порядок кроватей в нашем обзоре скользит по нити воспоминаний и сюжетов, а вовсе не по каким-либо приоритетам. После узоров восточных — даешь русские орнаменты и эту роскошную «Красавицу» Кустодиева! Рисовал он ее, уже будучи прикованным к инвалидному креслу… Вариантов «Красавицы» — несколько, но этот, пожалуй, самый узнаваемый.

Интересно, какая из картин свела с ума некоего митрополита? «Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои», — написал он. А моделью для картины стала 21-летняя актриса МХТ Фаина Шевченко. Другие «модели» нашлись прямо в доме художинка. «Как-то бабушка, жившая в то лето в Петербурге, принесла нам три гипсовые фигурки, купленные на Сытном рынке. Они отцу очень понравились, и он вписал их в картину (на комоде, справа)» — писал сын Кустодиева.

Борис Михайлович Кустодиев. Красавица
Красавица
Борис Михайлович Кустодиев
Впрочем, что-то в постелях одиноко. Вот вам парочка — разумеется, скандальная и известная. Картина Анри де Тулуз-Лотрека «В постели: поцелуй» написан в 1892 г., и на ней (да-да!) — дама и… дама. Вроде бы художник рисовал провокационный сюжет с натуры в одном из парижских борделей, а, завершив работу, сказал: «Это само воплощение чувственной радости».
Анри де Тулуз-Лотрек. В постели: поцелуй
Анри де Тулуз-Лотрек. В постели



… в пользу версии о том, что картина написана с натуры, говорит еще одна работа: на ней — та же чувственная парочка.

Тулуз-Лотрек так говорил о своей «охоте на сюжеты» в борделях: «Профессиональная натурщица всегда похожа на чучело совы, а эти девушки — живые!» И кто поспорит?

А теперь — совершенно иная постель: мать и дитя, какая прелесть и чистота! Типичная для художницы, которую упрекали за слащавость сюжетов. Впрочем, сегодня Мэри Кассат (Mary Cassatt, 1844 — 1926) — пожалуй, самая известная американская художница-импрессионистка. Большую часть жизни она провела в Париже, и много лет трепетно дружила с Дега: в 1879 г. он пригласил Кассат участвовать в «независимых» Салонах импрессионистов, и впоследствии написал несколько ее портретов, которые можно было видеть на недавней выставке. «Высокие, высокие отношения!» — как говорила героиня фильма «Покровские ворота». Верим, нам больше ничего не остается: 40-летняя переписка художников утрачена…
Мэри Кассат. Завтрак в постели
Завтрак в постели
Мэри Кассат
1897, 65.1×73.7 см
Эдгар Дега. Укладывается

На картине Эдгара Дега… нет, не Кассат! Мы же говорили — высокие отношения… И просто роскошная постель под балдахином. Такой выбор тоже рассказал бы о личности натурщицы-владелицы. Как вы считаете — балерина?
И совсем уж сказочная парочка в постели — Волк и Красная Шапочка, на одной из иллюстраций великого Гюстава Доре. Он больше всего известен именно как иллюстратор: постоянно на виду его работы к сказкам Перро, басням Лафонтена, эпической поэзии Данте (Божественная комедия), а также знаменитая и невероятно успешная серия иллюстраций к Библии. К слову, весь 2014 год идут ретроспективы «народного художника» Доре, как называл его Винсент Ван Гог: сначала во Франции, потом — в Канаде.
Поль Гюстав Доре. Ребенок
Ребенок
Поль Гюстав Доре
Не можем не поместить в обзор и эту трагичную, известную работу Фриды Кало… Она, как почти всегда, нарисовала себя, и — «Всего-то несколько царапин» от измены Диего с родной сестрой Фриды. Вот он, наносящий кровавые раны, рядом — стоит, смотрит…
Фрида Кало. Всего-то несколько царапин!
Всего-то несколько царапин!
Фрида Кало
1935, 30×40 см

Мрачноватые игры подсознания показывает сюрреалист Поль Дельво, а работа «Сон" — одна из его самых известных. Кровать — нереальная, будто театральная декорация, и никаких мятых простыней. А пока Лондонская галерея Тейт готовит экспозицию с постелью современной скандалистки, отправляйтесь в Мадридский музей современного искусства «Кантини»: наша журналистка побывала на выставке Дельво, которая продлится до 21 сентября. Не успеваете? Тогда загляните к нам на подробный красочный обзор!

Поль Дельво. Спящая Венера
Спящая Венера
Поль Дельво

Чтобы развеять мрачные мысли, стоит… проветриться! Освежающий сон? Откроем окна — именно им в творчестве Эндрю Уайета посвящена целая выставка в Вашингтоне.

Эндрю Уайет (Andrew Wyeth, 1917 — 2009) — знаменитый американский художник из известной «художественной династии», поначалу — реалист, позже — представитель «магического реализма». Он действительно умел увидеть и показать необычное в обычном!

Глядя на его картину «Ветер с моря» (кружевная занавесочка!) вспоминается арт-байка о некоем царе, который устроил смотрины работ лучших художников. Мол, кто нарисует, «как в жизни»? И все ему было не то: батальная сцена застывшая, натюрморт — не вполне удались оттенки, и, наконец… «А это что за картина за занавеской? Отдерните!» Надо ли добавлять, что картина изображала, собственно, именно и только занавеску? Однако мы не будем будить девушку резким движением — уж очень сладко спит!

Эндрю Уайет. Дневные грезы (из серии "Хельга")
Дневные грезы (из серии "Хельга")
Эндрю Уайет
1980

Наконец, одна из самых странных постелей нашего времени — на картине поляка Яцека Йерки (Jacek Yerka). Сюжет во многом литературный: рельсы навевают мысли об Анне Карениной, а люк — о книге Стивена Кинга. Не спится? Поищите еще одну книгу, «Mind Fields»: американский фантаст Харлон Эллисон пришел в восторг от работ художника, и специально к его картинам написал 13 коротких повестей (1994 г). На счастье!

Яцек Йерка. Люк
Люк
Яцек Йерка

К концу нашего обзора мы чуть не позабыли его повод: работу Трейси Эманс! Спустя 5 лет после создания инсталляции «Моя постель» кое-что изменилось. Вспомним цитату из фильма «Секс в большом городе»:
— Как ты не разоришься после таких трат на простыни?
— Это эксперимент. Ради изменения кармы моей постели. Мне кажется, что если я сделаю её привлекательной для себя, то и другим она тоже понравится.

Что ж, нынешняя реальная постель Трейси Эмин тоже «поменяла карму», став: «…немного помятой. В ней можно найти: iPad, BlackBerry, книгу, которую я сейчас читаю, чайник чая с бергамотом, грейпфрутовый сок и мед».

Впрочем, и в сдержанных цветах да с чаем вместо водки Трейси продолжает скандалить — например, обращая внимание к проблеме абортов. Она жалуется на недопонимание на родине, и на то, что музеи не решаются покупать ее работы. Однако книгу-автобиографию Эмин уже включили в школьную программу юных британцев (о времена, о нравы!), а постель займет место в одном из залов «Тейт Модерн». Вот она, современная арт-идиллия!

Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится11  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Татьяна Сомова
, 14 сентября 2014 23:16 1
Под заголовком есть кнопка "Поделиться", где вы можете выбрать социальную сеть, в том числе и ВК
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: