войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Сеньора-Папа и протофеминистка: кого изображает вновь обретённая картина Веласкеса

В течение почти 300 лет портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
донны Олимпии Майдальчини Памфили кисти Диего Веласкеса считался утраченным или уничтоженным. Теперь же образ одной из самых грозных женщин в мировой истории, созданный одним из величайших художников, принёс 2,5 миллиона фунтов стерлингов (3,1 миллиона долларов) на аукционе Sotheby’s в Лондоне.
Сеньора-Папа и протофеминистка: кого изображает вновь обретённая картина Веласкеса
Последнее упоминание о «Портрете донны Олимпии Майдальчини Памфили» относится к 1724 году. В середине 1980-х он был выставлен на аукцион без указания авторства, а полтора года назад его доставили в амстердамский офис Sotheby’s как работу неизвестного голландского мастера. Заметив таинственные отметины на обратной стороне холста, эксперты аукционного дома провели расследование и установили истинную личность художника.

Помимо того, что это — одна из немногих картин Веласкеса, остающихся в частных руках, это ещё и редчайшее изображение самой влиятельной, алчной и властной женщины в Риме в XVII веке. Олимпия Майдальчини Памфили по прозвищу Папесса (или Сеньора-Папа) была тенью папского трона, невесткой и предполагаемой любовницей понтифика Иннокентия X. Кое-кто называет её протофеминисткой, вступавшейся за римских проституток и монахинь.
«Она была рок-звездой эпохи барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
, — считает Элеонора Герман, автор книги „Хозяйка Ватикана: правдивая история Олимпии Майдальчини“. — Женщины со всего католического мира приезжали в Рим, чтобы приветствовать её карету на выезде из дворца. Они не могли поверить, что женщина скромного происхождения поднялась до таких высот, чтобы управлять нациями Папских государств и Католической церковью, институцией, где у женщин не было — и до сих пор нет — никакой власти».
Диего Веласкес, «Портрет Папы Иннокентия Х», написанный в том же году, что и «Портрет донны Олимпии

Диего Веласкес, «Портрет Папы Иннокентия Х», написанный в том же году, что и «Портрет донны Олимпии Майдальчини Памфили». Галерея Дориа-Памфили, Рим

Донна Олимпия определяла внешнюю политику и выбирала кардиналов. Короли и королевы со всей Европы отправляли ей золото и бриллианты, чтобы снискать расположение. Понтифик не принимал ни одного решения, не посоветовавшись с невесткой.

«Римляне завешивали имя Иннокентия X на общественных зданиях плакатами с надписями „Папа Олимпия I“. Были даже отчеканены медали, где она изображалась в папской тиаре, восседавшей на престоле святого Петра», — рассказывает Герман.

Члены папского двора презирали её и боялись. Один кардинал выразил сожаление по поводу «чудовищного влияния этой женщины в Ватикане». Другой современник говорил, что никогда раньше папа не позволял себе «быть так строго управляемым женщиной». Ещё один кардинал сказал, что правительство Рима сосредоточено «в руках шлюхи». Вместе с тем, Олимпия покровительствовала римским художникам, музыкантам, драматургам и скульпторам. По её инициативе был запущен Фонтан Четырёх Рек — экстравагантное сооружение на Пьяцца Навона, которое сегодня стало главной туристической достопримечательностью.

«Она была страстной, проницательной и обаятельной, защищала слабых женщин от унижений со стороны мужчин. Но она также была жадной, расчетливой и порой пугающе бездушной», — говорит Элеонора Герман. После того, как Олимпия умерла от бубонной чумы в 1657 году, католические церковники «попытались стереть скандальную память о смелой женщине, которая правила ими всеми».

За несколько лет до того Веласкес совершил вторую поездку в Рим, во время которой донна Олимпия позировала художнику. Последнее упоминание о владельцах картины (которая была парой к портрету её внука, кардинала Камилло Массими) относится к 1724 году. С тех пор след простыл.
В офис Sotheby’s в Амстердаме полотно принёс человек, которому его завещал частный коллекционер, купивший работу «неизвестного мастера» на торгах в 1980-х. Владелец не представлял, что у него в руках — картина Веласкеса. Подсказку дали шифр и инвентарный номер на обратной стороне холста. Аукционисты показал портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
экспертам по творчеству Веласкеса в Великобритании и других странах Европы — и постепенно головоломка сложилась.

«Все, кто видел её, были поражены, что картина, долгое время считавшаяся потерянной или уничтоженной, фактически восстала из пепла», — заявил представитель Sotheby’s Джеймс Макдональд.

По материалам The Guardian и artnet News