• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

"Они вернулись!" - легендарную коллекцию работ одесских авангардистов спасли, выкупили и показывают

Мне нравится8  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
31 августа в Музее современного искусства Одессы (МСИО) открылась выставка «Они вернулись!». Уникальное, знаковое событие: в Одессу возвращают картины авангардистов начала прошлого века, которые считались пропавшими почти 100 лет назад. Знаковые имена (так, Фанзини — старший брат И. Ильфа!) и невероятный поворот их судеб и картин: если бы история сложилась иначе, то этих художников мир знал бы наряду с Марком Шагалом и Хаимом Сутиным. Работы выкупили на аукционе Sotheby’s киевские коллекционеры, создавшие для этих целей фонд «Украинский авангард». После выставки в Одессе картины отправятся в турне по столицам Европы.

Открытие выставки происходит в период празднования 220-й годовщины Одессы и уже считается главным событием юбилея. О ней активно говорят и пишут — весть о «коллекции Перемена» действительно добрая:

«Ребята, это таки-да грандиозное событие для всех нас: работы И. Мексина, И. Малика, С. Фазини, „ковбоя“ С. Грановского, и, конечно же, Амшея Нюрнберга и Сигизмунда Олесевича… Не могу скрыть свой восторг! Выставка продлится почти месяц — непременно приходите. Такое бывает один раз в жизни», — пишет в фейсбуке знаменитый путешественник и фотограф Виталий Оплачко.

Чтобы разделить эти восторги в полной мере, стоит узнать подоплеку: давнюю историю утраты и новейшую — обретения. Подробности узнаем на пресс-конференци.

«История сенсационная, драматичная невероятная» — говорит на пресс-конференции член исполнительного комитета Одесского горсовета Елена Павлова. «Утерянная коллекция возвращается в наш город. Это ведь начало одесского авангарда!» — восхищается чиновница.

«…и его конец», — философски замечает директор Музея современного искусства Одессы Семен Кантор. «Я благодарен тем людям, которые сохраняли память о том, что происходило в начале XX века в Одессе, и я благодарен тем людям в Израиле, которые разыскали следы этой коллекции. Большинство из этих работ — шедевры мирового уровня» — говорит он уже на более серьезной ноте.

История Одесской невероятности: "Общество независимых"

В начале прошлого века в Одессе действовало «Общество независимых», которое объединяло художников авангарда: Михаила Гершенфельда, Амшея Нюренберга, Исаака Малика, Теофила Фраермана, Сигизмунда Олесевича, Израиля Мексина, Сандро Фазини и многих других. Это поколение было воспитанно в классических традициях художником Кириаком Костанди и его сподвижниками по Товариществу южнорусских художников.

Имена славные и легендарные даже для далеких от искусства людей. Так, Сандро Фазини — это старший брат Ильи Ильфа. После «несчастья», как в Одессе называли революцию 17-го года, он остался жить в Париже. Впрочем, от беды это его не уберегло, он окончил свои дни в Освенциме.

Теофил Фраерман — основатель Одесского музея западного и восточного искусства, в котором работал почти 30 лет. Был избран действительным и постоянным членом жюри Осеннего Салона в Париже. Работал в мастерской Огюста Родена. Выставлялся вместе с Анри Матиссом. Вернулся в Одессу из-за болезни матери, и так не смог вернуться обратно в Париж…

А вот Самюэль (Хаим) Грановский (5 октября 1889, Екатеринослав — июль 1942, Освенцим): его называли «ковбой из Екатеринослава». Он отправился в Одессу изучать живопись в Академии Изящных Искусств, дальше — в Мюнхен, потом — в 1909 г., — в Париж. Там поражает Монмартр своей нарочито «ковбойской» манерой одеваться, и… спутницей — знаменитой натурщицей-мулаткой с Монпарнаса Аишей. Историки называют эту пару «знаковыми персонажами того времени». Грановский много рисует, оформляет частные дома — вообще, о нем пишут как о представителе «Паридской школы». Во время Второй мировой он остается в Париже — вплоть до ареста и депортации в 1942 году…


Надо сказать, что «Общество независимых» в Одессе сформировалось и в значительной степени существовало при поддержке настоящего одессита «с раньшего времени». Яков Перемен был раввином, меценатом, ученым и одним из первых сионистов. Любопытный факт: в Одессе он организовал первый отряд еврейской самообороны и с тех пор погромы в городе прекратились. А еще Перемен с упоением общался с молодыми художниками и покупал их картины.
В 1919 году на последнем рейсе теплохода «Руслан» Перемен успел вывезти коллекцию в тогдашнюю Палестину, будущий Израиль, что логично — практически все авторы были евреями (Одесса все-таки).

— Не вывез, а спас от всеразрушающего «культурного строительства» большевиков, — уточняет Семен Кантор.

Но земле обетованной в то время нужны были не картины, а лопаты и винтовки. Коллекция оказалась невостребованной. Спустя десятилетия молодая девушка Леся Войкун, искусствовед, узнала, что на корабле «Руслан», который вывозил евреев в Палестину, находилось 200 картин. Она разыскивала их буквально по чердакам и подвалам — наследники Перемена не придавали коллекции большого значения. Итак, картины имелись, а информации о художниках — нет. Поэтому в 2004 году она приехала в Одессу. И пазл сошелся! Старые одесские коллекционеры помнили эти замечательные имена, но картины считались полностью утерянными.

— Понимаете, если бы история сложилась по — другому, то этих художников мир знал бы так же хорошо, как знает Марка Шагала и Хаима Сутина, — объясняет Кантор.


Пароход «Руслан». 1919 (из фондов Музея истории евреев Одессы)
В 2006 г. в Израиле был издан каталог «Общества независимых», а в 2008-м коллекцию предложили купить основателю музея современного искусства Одессы Вадиму Мороховскому — это как раз год основания МСИО, в основу которого легло собрание одесского коллекционера Михаила Кнобеля. Но, как объяснил Семен Кантор, для картин такого уровня нужно было целое здание музея, да и средств таких не было. Однако контакты с наследниками Перемена были сохранены. В 2010 году лучшие работы были выставлены на аукционе Сотбис. Несколько приобрел МСИО.

— Остальные 86 были приобретены нашими друзьями, киевскими коллекционерами, Андреем Адамовским, Борисом Фуксманом и Александром Сусленским, которые создали для этих целей фонд «Украинский авангард», — делится директор МСИО.

Триумфальное возвращение? Почти: скорее, пока что — шествие. Казалось бы, коллекцию можно уже вернуть на родину — для этого она была и куплена. Однако тут преградой стало законодательство. Картины были приобретены за 2 млн долларов, а по закону за ввоз художественных ценностей нужно уплатить 600 тыс. долларов налога.
«Коллекция куплена, чтобы быть в Украине. Ждем изменения законодательства», — говорит Кантор. «…В других странах бизнесменов, которые ввозят работы такого уровня поощряют. Надеемся, что так будет и у нас.»

Коллекция уже экспонировалась в Нью-Йорке и Киеве. После Одессы запланирован тур по столицам Европы. Ну, а пока до 28 сентября картины гостят в МСИО, а также 31 августа музей евреев Одессы открывает выставку «Вокруг „Независимых“: мифы и реальность», посвященную жизни и творчеству забытых художников.
Автор: Светлана Лехтман
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится8  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: