Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста

Забытого после Второй мировой немецкого экспрессиониста открывают в Нью-Йорке

Мне нравится8 
Фриц Ашер относится к художникам, которым нацисты запретили работать, выставлять и продавать картины.

В Нью-Йорке организована первая в США ретроспектива значимого, но забытого немецкого художника Фрица Ашера (1893 — 1970), чьё творчество (наряду с другими живописцами) нацисты объявили «дегенеративным». Выставка «Фриц Ашер. Экспрессионист» в галерее Grey Art Университета Нью-Йорка собрала около 75 картин и работ на бумаге — от ранних академических этюдов и фигуративных композиций до поздних красочных, мистических пейзажей, лишённых человеческого присутствия.

Куратор выставки «Фриц Ашер. Экспрессионист» Рэйчел Стерн говорит, что показ «исследует положение немецкого художника еврейского происхождения, творившего под гнётом политических притеснений». Директор Grey Art Gallery Линн Гамперт добавляет, что такая ситуация «увы, слишком актуальна сегодня».

Фриц Ашер. Автопортрет


Фриц Ашер, «Автопортрет» (1953). Частная коллекция


Фриц Ашер принадлежит к «потерянному поколению» немецких художников, чья карьера была прервана или разрушена нацистским режимом, а творчество надолго забыто. Он родился в 1893 году в Берлине, в детстве проявил интерес к рисованию и рано достиг успеха. Подростка взял под своё крыло известный живописец Макс Либерман, при содействии которого 16-летний Ашер поступил в Кёнигсбергскую художественную академию, а затем учился в Берлине у Ловиса Коринта и Адольфа Мейера. В 1914 году молодой художник отправился в Норвегию, где встретил Эдварда Мунка, а несколько лет спустя, живя в Баварии, сблизился с новаторами из группы «Мост» (Die Brücke).

Выставка, организованная в хронологическом порядке, начинается с чёрно-белых рисунков Ашера раннего периода. На этих набросках чаще всего доминирует линейная центральная фигура человека на переднем плане, а фон расплывается в абстракции.
Фриц Ашер. Голем
Фриц Ашер. Искушение Святого Антония
  • Фриц Ашер, «Голем» (1916). Еврейский музей, Берлин
  • Фриц Ашер, «Искушение святого Антония» (1919). Частная коллекция
С началом Первой мировой войны Ашер, вслед за коллегами-экспрессионистами, увлёкся религиозными темами. Он сделал множество набросков сцен страстей Христовых. Ещё одним любимым мотивом у него был голем, существо из древнееврейской мифологии, слепленное из глины и оживлённое волшебным образом.

Художник также часто изображал Баяццо, клоуна, прототипом которого был ревнивый главный герой оперы «Паяцы» композитора Руджеро Леонкавалло. Со временем клоуны Ашера стали всё более беспокойными и изолированными от окружающего их мира. В 1920-е годы молодого живописца интересовали кошмарные видения проклятий, адских пыток и извивающихся тел. Он использовал резкие цвета для визуализации таких известных религиозных мотивов, как искушение святого Антония.
Фриц Ашер. Голгофа
Голгофа
1915, 135.6×175.2 см
В 1933 году Гитлер пришел к власти. Хотя Ашер был крещённым протестантом, нацисты классифицировали его как еврейского художника с либеральной политической позицией. Ему запретили писать, выставлять или продавать свои картины. В ноябре 1938 года во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин») он стал из почти трёх тысяч евреев, арестованных и депортированных в концлагерь Заксенхаузен. После Ашер несколько лет жил «на свободе», хотя еженедельно должен был отчитываться в местном полицейском участке и гестапо.

Фриц Ашер. Паяц и художники


Франц Ашер, «Паяц и художники» (1930-е). Частная коллекция


В 1942 году живописца предупредили о массовой депортации берлинских евреев, и он скрылся. Лишённый возможности рисовать, он обратился к написанию стихов. До конца войны Ашер написал множество стихов, в большинстве из которых описаны видения любви и божественного, а природа названа убежищем и духовным домом.
Многие работы, которые мастер оставил с друзьями во время войны, погибли в результате бомбардировок союзников.

После поражения Гитлера Ашер продолжил жить в Берлине с подругой своей матери Мартой Грассман. Он немедленно вернулся к визуальному искусству, но по-прежнему сторонился общества. Первоначально он переписал ряд своих прежних работ яркими точками и штрихами, предъявив миру свою версию пуантилизма. Отказавшись от фигуративных композиций эпохи Веймарской республики, художник начал изображать пейзажи, вдохновлённые близлежащим лесом Грюневальд, а также луга, восходы и закаты. Его экспрессионистский импульс вновь проявился в ослепительных цветах и энергичных мазках. Создавая мощные изображения солнца, деревьев и цветов, Ашер прославлял выживание и непрерывность природы.
Фриц Ашер. Закат
Фриц Ашер
1960, 125×127 см
Фриц Ашер. Три подсолнуха
Фриц Ашер
1948, 90×70 см
Фриц Ашер. Солнце
Фриц Ашер
1950-е , 180×130 см
Фриц Ашер. Крест. Кладбище самоубийц Грюневальд
Фриц Ашер. Автопортрет
Фриц Ашер
1957, 39.5×30 см
При жизни художника прошла лишь одна большая ретроспектива — в Берлине, в 1969 году, за несколько месяцев до его смерти. Интерес к более обширным исследованиям таких малоизвестных художников, как Ашер, стал повышаться лишь в 1989 году, с падением Берлинской стены. Выставка в галерее Grey Art первой в Соединённых Штатах представила его работы вслед за музеями Оснабрюка, Берлина, Потсдама и других немецких городов.

Выставка «Фриц Ашер. Экспрессионист» будет работать в галерее Университета Нью-Йорка до 6 апреля 2019 года.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам Artdaily
Главная иллюстрация: Фриц Ашер, фрагмент картины «Голгофа» (1915). Частная коллекция
Мне нравится8 
 Комментарии  4
Александр Матюхин
, 15 января 05:52 0
Что за мусор предлагают вспомнить в публикации Ашера? Что смотреть на эту мазню!
Влад Маслов
, 17 января 10:22 0
Вот и Гитлер считал так же
Ирина Корсакова
, 18 января 02:07 0
Это история человечества.
Альбина Путякова
Альбина Путякова
, 17 января 04:39 2
Роскошный пост, спасибо!
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.