Регистрация

Стереотип об отстранённости Пьера Боннара разрушит ретроспектива в Тейт

Мне нравится13       0  
В январе следующего года галерея Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
в Лондоне проведет первую за 20 лет в Великобритании крупную выставку работ Пьера Боннара. Цель ретроспективы «Цвет памяти» — привлечь к художнику интерес нового поколения и переосмыслить его место в истории искусств, а также представить его произведения в новом свете. Кураторы считают, что неверно рассматривать Боннара как одиночку и художника, отстранённого от реальности.
Пьер Боннар. Обнажённая в ванне


Место Боннара в искусстве моденрнизма обсуждается давно. Особо категоричный вердикт вынес Пабло Пикассо. «То, что он делает — не живопись», — сказал он, обвинив коллегу в том, что тот сотворил «попурри неуверенности», а потому его нельзя отнести к «художникам-модернистам».

В свою очередь Анри Матисс — извечный антагонист Пикассо — придерживался противоположного взгляда. Вскоре после смерти друга он прочитал в журнале разгромную статью Кристиана Зервоса, сторонника Пикассо, под заголовком «Пьер Боннар: великий ли он художник?». Поверх своего экземпляра Матисс написал: «Да! Я подтверждаю, что Пьер Боннар — великий художник, и сейчас, и, несомненно, в будущем».

Слева: Пьер Боннар, «Обнажённая в ванне» (1925). Галере Тейт, Лондон

«Он был застенчив, — говорит куратор выставки Мэтью Гейл, — и это породило стереотип, будто он был одиночкой. Но одна из целей нашего проекта состоит в том, чтобы поместить Боннара обратно в историю, посмотреть, как он реагировал на окружающее обстоятельства, как его травматические переживания во время Первой и Второй мировых войн и личные трагедии легли в основу некоторых поступков».
Пьер Боннар. Кофе
Кофе
1915, 73×106.4 см
Боннар применял множество современных ему технологий. Будучи зорким фотографом, он использовал некоторые снимки во время написания картин; уже в 1912 году владел автомобилем «Рено», который, по-видимому, был окрашен в желтый цвет («Жёлтого цвета много не бывает», — сказал однажды художник). Наличие машины, как говорят кураторы, означает, что Боннар постоянно ездил по стране — проводил лето на севере, в Нормандии, а зимовал на юге.

«Есть множество историй о том, как он снимал свои полотна со стен, сворачивал, клал в багажник и переезжал на следующее место, а там разворачивал и снова вешал на стены», — говорит ещё один куратор Хелен О’Мэлли.
О реакции Боннара на Первую мировую войну известно мало. Картина «Разрушенная деревня близ Хэма» была написана в мае 1917 года, когда художников систематически возили на фронт, чтобы «передать ощущение разрухи и страданий в армии». Рядом с этой работой выставят «Четырнадцатое июля» — сцену ночного празднования Дня взятия Бастилии в 1918 году. Карусель на заднем плане и женская фигура, немного похожая, по мнению Гейла, «на „Свободу, ведущую народ“ Делакруа, возвышаются [над всеми], создавая ощущение возрождения мира и его возвращения во Францию после болезненного опыта Первой мировой войны».


Это не означает, говорят кураторы, что Боннара следует рассматривать как военного художника. Но следует признать, что он осознавал происходящее в окружающем мире и пытается выразить это в своих произведениях, что до недавнего времени мало принималось во внимание. Вторую мировую войну художник, которому тогда было уже за 60, провёл в основном в своём доме в Ле-Канне на Лазурном берегу.

Слева: Пьер Боннар в 1941 году. Фото: Andre Ostier

«В то время он писал преимущественно пейзажи, которые постепенно переходили в абстракции, — рассказывает О’Мэлли. — Мы считаем, что это связано с трудностями, которые все испытывали в те времена. Поэтому его работы становились всё более эмоциональным и искажёнными».
Из переписки Боннара с Матиссом мы знаем о нехватке топлива, продуктов, материалов для работы Матисс был очень болен, как и жена Боннара. Нынешние искусствоведы часто не принимают во внимание тот факт, что когда супруга умерла, художник временно пошёл добровольцем в госпиталь, а в 1943 году многие учреждения работали очень напряжённо.

Около ста работ, включая шедевры из крупных международных коллекций, продемонстрируют различные темы, тоны и эмоциональные регистры, которые интересовали Боннара — начиная с пейзажей и интерьеров вроде «Столовой в деревне» (1913) и «Мастерской с мимозами», до серии картин с участием жены художника Марты и тревожного, жёстокого «Автопортрета (Боксёр)» 1931 года. Кураторы надеются, что выставка изменит упрощённое мнение о том, что Боннар ассоциируется с созвучным французским словом bonheur, означающим счастье.

Пьер Боннар. Сад


«Предполагается, что его картины жизнерадостны, — заключает Мэтью Гейл. — Но наша цель — показать, что в этих работах есть нечто иное эмоциональное. Это не просто: „Ну, прекрасный цвет, давайте просто наслаждаться им“. Когда вы вникнете в детали, то увидите, что там происходят сложные процессы и есть множество непростых предыстории».

Выставка «Пьер Боннар. Цвет памяти» откроется в галерее Тейт Модерн в Лондоне 23 января и будет работать до 6 мая 2019 года.

Слева: Пьер Боннар, «Сад» (1936). Музей современного искусства, Париж

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Art Newspaper. Главная иллюстрация: Пьер Боннар, «Открытое окно с видом на Сену (Вернон)» (1912), Музей изобразительных икусств в Лионе
Художники, упоминаемые в статье
Пьер Боннар
Биография • Работы
Пабло Пикассо
Биография • Работы
Анри Матисс
Биография • Работы
Эжен Делакруа
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP