Регистрация

От Вальдмюллера до Климта: в Вене исследуют одержимость австрийцев цветочной живописью

Мне нравится20       0  
Между концом XVIII и началом XX веков цветочная живопись претерпела разительные изменения — от пышных букетов Иоганна Баптиста Дрехслера до обычного чертополоха и подсолнечника Густава Климта. Центром развития стала Вена, где этот жанр — в отличие от других стран — достиг непревзойденного разнообразия и значимости. Выставка «Вырази это цветами» в Оранжерее венского Бельведера собрала около ста полотен австрийских художников, чтобы привлечь внимание к этому необычному явлению и исследовать его.
Иоганн Баптист Дрехслер. Цветочный натюрморт


Причины этой австрийской одержимости не совсем очевидны. Но в архивах содержатся записи об активном сотрудничестве Академии изящных искусств и Венской фарфоровой мануфактуры. Первая учредила специальный класс цветочной живописи, который стал частью процесса производства предметов из фарфора. Такие изделия пользовались большим спросом у представителей растущего среднего класса в период расцвета стиля бидермейер.

Слева: Иоганн Баптист Дрехслер, «Цветочный натюрморт» (1786). Бельведер, Вена

Экспозиция демонстрирует глубокие изменения в период между Французской революцией и Первой мировой войной. «В основе выставки лежит теория о том, что цветочные картины показывают гораздо больше, чем историю художественных стилей. Они рассказывают о социальных изменениях, наслаждении экзотическими растениями и местной альпийской флорой, о великолепии эпохи Рингштрассе и хрупкости человечества», — пояснила Стелла Роллиг, генеральный директор Бельведера.
Истоки венской цветочной живописи можно найти в голландском Золотом веке, который представлен на выставке произведениями Яна ван Хёйсума и Рашель Рюйш. Первая волна интереса к таким натюрмортам возникла в Вене в период бидермейера — художники начали создавать роскошные цветочные аранжировки, подражая манере своих северных предшественников.
Йозеф Нигг. Цветочный натюрморт
Йозеф Нигг
1838, 61.5×49 см
Йозеф Лауэр. Натюрморт с цветами
Йозеф Лауэр
1839, 52.5×45 см
Франц Ксавьер Грубер. Натюрморт с цветами
Франц Ксавьер Грубер
1838, 80×64 см
Выставка открывается работами некоторых малоизвестных художников той эпохи — Йозефа Клайбера, Йозефа Нигга и Франца Ксавера Грубера. Но кульминацией этого раздела стали выдающиеся картины Фердинанда Георга Вальдмюллера, который считается величайшим живописцем бидермейера. И хотя его интерес к цветочной живописи был лишь периферийным, он придал жизненную силу этому направлению. Одновременно мужскую гегемонию на рынке подорвали натюрморты, выполненные женщинами — Паулиной Куделькой-Шмерлинг и Розалией Амон.
Фердинанд Георг Вальдмюллер. Натюрморт с фруктами, цветами и серебряной чашей
Паулина Куделька-Шмерлинг. Цветочная гирлянда с барельефом Мадонны
  • Фердинанд Георг Вальдмюллер, «Натюрморт с фруктами, цветами и серебряной чашей» (1839). Бельведер, Вена
  • Паулина Куделька-Шмерлинг, «Цветочная гирлянда с барельефом Мадонны» (1834). Бельведер, Вена
«Вальдмюллер занимался цветочной живописью чуть более десятилетия, но внёс много новшеств в этот жанр. Он создал как маленькие „скромные“ натюрморты из нескольких цветов, так и роскошные картины, где с цветами конкурируют великолепные серебряные и фарфоровые сосуды. Такой подход стал источником вдохновения в особенности для Розалии Амон», — подчёркивает куратор выставки Рольф Йоханнсен.

Примерно в середине XIX века венская цветочная живопись столкнулась с кризисом. Бидермейер вышел из моды, а последний удар нанесла революция 1848 года, приведшая к фундаментальным социальным изменениям. Жанру требовался новый импульс — и он поступил в 1880-х годах, предваряя вторую волну интереса к натюрмортам. Развитие в этот раз было почти полностью связано с художницами, среди которых особого упоминания заслуживают Ольга Визингер-Флориан и Мари Эгнер. Примерно в 1900 году им удалось объединить натюрморт с пейзажем, создав «цветочный пейзаж».
Визингер-Флориан известна больше всего своими букетами полевых цветов. Этот мотив использовали также Мари Эгнер и Тина Блау. Но вместе с тем женщины находились в фундаментально невыгодном положении по сравнению с мужчинами: их всё ещё не принимали в академию, и они зависели от частного обучения. Одним из наставников, принимавших в классы женщин, был Эмиль Якоб Шиндлер. В середине 1880-х годов он начал собирать группу, куда наряду с вышеупомянутыми художницами вошли Теодор фон Хёрманн и Карл Молль.
Основание Сецессиона в 1897 году и Венских мастерских в 1903-м ознаменовало подлинный приход модернизма в столицу Австрии. Большое влияние на австрийских художников оказали международные выставки современного искусства, например, показ работ Ван Гога в 1906 году. В последующие годы свои уникальные интерпретации подсолнухов представили Густав Климт и Эгон Шиле. «Подсолнух» Климта (1907/08) теперь считается одним из шедевров эпохи.
Эгон Шиле. Портрет доктора Франца Мартина Хабердицля


До 1914 года численность жителей Вены и богатство города росли, особенно после предоставления прав евреям. Спрос на цветочные картины удовлетворяли, среди прочих, такие австрийские художники, как Антон Ромако и Карл Шух, черпавшие вдохновение у барбизонцев и импрессионистов.

Выставка завершается работами модернистов — Густава Климта и его сподвижников-сецессионистов Коломана Мозера, Михала Повольного и Эгона Шиле.

Слева: Эгон Шиле, «Портрет доктора Франца Мартина Хабердицля» (1917). Бельведер, Вена

Выставка «Вырази это цветами. Венская цветочная живопись от Вальдмюллера до Климта» в Оранжерее Нижнего Бельведера в Вене продлится до 30 сентября 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта венского Бельведера и The Art Newspaper. Главная иллюстрация: Иоганн Баптист Дрехслер, «Большой цветочный натюрморт с птицами» (1799); Бельведер, Вена
Художники, упоминаемые в статье
Иоганн Баптист Дрехслер
Биография • Работы
Густав Климт
Биография • Работы
Ян ван Хейсум
Биография • Работы
Рашель Рюйш
Биография • Работы
Фердинанд Георг Вальдмюллер
Биография • Работы
Паулина Куделька-Шмерлинг
Биография • Работы
Ольга Визингер-Флориан
Биография • Работы
Мари Эгнер
Биография • Работы
Эмиль Якоб Шиндлер
Биография • Работы
Карл Молль
Биография • Работы
Теодор фон Хоерманн
Биография • Работы
Винсент Ван Гог
Биография • Работы
Эгон Шиле
Биография • Работы
Антон Ромако
Биография • Работы
Карл Шух
Биография • Работы
Коломан Мозер
Биография • Работы
Йозеф Нигг
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP