Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста

От Вальдмюллера до Климта: в Вене исследуют одержимость австрийцев цветочной живописью

Мне нравится20       0  
Между концом XVIII и началом XX веков цветочная живопись претерпела разительные изменения — от пышных букетов Иоганна Баптиста Дрехслера до обычного чертополоха и подсолнечника Густава Климта. Центром развития стала Вена, где этот жанр — в отличие от других стран — достиг непревзойденного разнообразия и значимости. Выставка «Вырази это цветами» в Оранжерее венского Бельведера собрала около ста полотен австрийских художников, чтобы привлечь внимание к этому необычному явлению и исследовать его.
Иоганн Баптист Дрехслер. Цветочный натюрморт


Причины этой австрийской одержимости не совсем очевидны. Но в архивах содержатся записи об активном сотрудничестве Академии изящных искусств и Венской фарфоровой мануфактуры. Первая учредила специальный класс цветочной живописи, который стал частью процесса производства предметов из фарфора. Такие изделия пользовались большим спросом у представителей растущего среднего класса в период расцвета стиля бидермейер.

Слева: Иоганн Баптист Дрехслер, «Цветочный натюрморт» (1786). Бельведер, Вена

Экспозиция демонстрирует глубокие изменения в период между Французской революцией и Первой мировой войной. «В основе выставки лежит теория о том, что цветочные картины показывают гораздо больше, чем историю художественных стилей. Они рассказывают о социальных изменениях, наслаждении экзотическими растениями и местной альпийской флорой, о великолепии эпохи Рингштрассе и хрупкости человечества», — пояснила Стелла Роллиг, генеральный директор Бельведера.
Истоки венской цветочной живописи можно найти в голландском Золотом веке, который представлен на выставке произведениями Яна ван Хёйсума и Рашель Рюйш. Первая волна интереса к таким натюрмортам возникла в Вене в период бидермейера — художники начали создавать роскошные цветочные аранжировки, подражая манере своих северных предшественников.
Йозеф Нигг. Цветочный натюрморт
Йозеф Нигг
1838, 61.5×49 см
Йозеф Лауэр. Натюрморт с цветами
Йозеф Лауэр
1839, 52.5×45 см
Франц Ксавьер Грубер. Натюрморт с цветами
Франц Ксавьер Грубер
1838, 80×64 см
Выставка открывается работами некоторых малоизвестных художников той эпохи — Йозефа Клайбера, Йозефа Нигга и Франца Ксавера Грубера. Но кульминацией этого раздела стали выдающиеся картины Фердинанда Георга Вальдмюллера, который считается величайшим живописцем бидермейера. И хотя его интерес к цветочной живописи был лишь периферийным, он придал жизненную силу этому направлению. Одновременно мужскую гегемонию на рынке подорвали натюрморты, выполненные женщинами — Паулиной Куделькой-Шмерлинг и Розалией Амон.
Фердинанд Георг Вальдмюллер. Натюрморт с фруктами, цветами и серебряной чашей
Паулина Куделька-Шмерлинг. Цветочная гирлянда с барельефом Мадонны
  • Фердинанд Георг Вальдмюллер, «Натюрморт с фруктами, цветами и серебряной чашей» (1839). Бельведер, Вена
  • Паулина Куделька-Шмерлинг, «Цветочная гирлянда с барельефом Мадонны» (1834). Бельведер, Вена
«Вальдмюллер занимался цветочной живописью чуть более десятилетия, но внёс много новшеств в этот жанр. Он создал как маленькие „скромные“ натюрморты из нескольких цветов, так и роскошные картины, где с цветами конкурируют великолепные серебряные и фарфоровые сосуды. Такой подход стал источником вдохновения в особенности для Розалии Амон», — подчёркивает куратор выставки Рольф Йоханнсен.

Примерно в середине XIX века венская цветочная живопись столкнулась с кризисом. Бидермейер вышел из моды, а последний удар нанесла революция 1848 года, приведшая к фундаментальным социальным изменениям. Жанру требовался новый импульс — и он поступил в 1880-х годах, предваряя вторую волну интереса к натюрмортам. Развитие в этот раз было почти полностью связано с художницами, среди которых особого упоминания заслуживают Ольга Визингер-Флориан и Мари Эгнер. Примерно в 1900 году им удалось объединить натюрморт×Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. читать дальше с пейзажем, создав «цветочный пейзаж».
Визингер-Флориан известна больше всего своими букетами полевых цветов. Этот мотив использовали также Мари Эгнер и Тина Блау. Но вместе с тем женщины находились в фундаментально невыгодном положении по сравнению с мужчинами: их всё ещё не принимали в академию, и они зависели от частного обучения. Одним из наставников, принимавших в классы женщин, был Эмиль Якоб Шиндлер. В середине 1880-х годов он начал собирать группу, куда наряду с вышеупомянутыми художницами вошли Теодор фон Хёрманн и Карл Молль.
Основание Сецессиона в 1897 году и Венских мастерских в 1903-м ознаменовало подлинный приход модернизма в столицу Австрии. Большое влияние на австрийских художников оказали международные выставки современного искусства, например, показ работ Ван Гога в 1906 году. В последующие годы свои уникальные интерпретации подсолнухов представили Густав Климт и Эгон Шиле. «Подсолнух» Климта (1907/08) теперь считается одним из шедевров эпохи.
Эгон Шиле. Портрет доктора Франца Мартина Хабердицля


До 1914 года численность жителей Вены и богатство города росли, особенно после предоставления прав евреям. Спрос на цветочные картины удовлетворяли, среди прочих, такие австрийские художники, как Антон Ромако и Карл Шух, черпавшие вдохновение у барбизонцев и импрессионистов.

Выставка завершается работами модернистов — Густава Климта и его сподвижников-сецессионистов Коломана Мозера, Михала Повольного и Эгона Шиле.

Слева: Эгон Шиле, «Портрет доктора Франца Мартина Хабердицля» (1917). Бельведер, Вена

Выставка «Вырази это цветами. Венская цветочная живопись от Вальдмюллера до Климта» в Оранжерее Нижнего Бельведера в Вене продлится до 30 сентября 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта венского Бельведера и The Art Newspaper. Главная иллюстрация: Иоганн Баптист Дрехслер, «Большой цветочный натюрморт×Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. читать дальше с птицами» (1799); Бельведер, Вена
Художники, упоминаемые в статье
Иоганн Баптист Дрехслер
Биография • Работы
Густав Климт
Биография • Работы
Ян ван Хейсум
Биография • Работы
Рашель Рюйш
Биография • Работы
Фердинанд Георг Вальдмюллер
Биография • Работы
Паулина Куделька-Шмерлинг
Биография • Работы
Ольга Визингер-Флориан
Биография • Работы
Мари Эгнер
Биография • Работы
Эмиль Якоб Шиндлер
Биография • Работы
Карл Молль
Биография • Работы
Теодор фон Хоерманн
Биография • Работы
Винсент Ван Гог
Биография • Работы
Эгон Шиле
Биография • Работы
Антон Ромако
Биография • Работы
Карл Шух
Биография • Работы
Коломан Мозер
Биография • Работы
Йозеф Нигг
Биография • Работы
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP