Регистрация

Голландцы и вода станут героями выставки в Национальной галерее в Вашингтоне

Мне нравится1       0  
Голландцы XVII века были нацией торговцев, инженеров, матросов и фигуристов. Вода была основой их экономического процветания и военно-морской доблести, путём транспортировки и местом досуга круглый год. Этим летом специальная выставка «Вода, ветер и волны. Морские картины Золотого века Голландии» в вашингтонской Национальной галерее искусств будет исследовать многогранные отношения жителей Низинных Земель с водной стихией.
Экспозиция объединит около 45-ти картин, рисунков, гравюр, редких книг, моделей и чертежей кораблей. Большинство из них входят в выдающуюся коллекцию голландского искусства, собранную кураторами галереи. Центрами показа станут произведения таких художников, как Ян ван Гойен, Альберт Кёйп, Рембрандт ван Рейн, отец и сын Виллемы ван де Вельде.
Чтобы продемонстрировать все роли, которые вода играла в повседневной жизни Голландии, кураторы подобрали различные изображения — от тихих гаваней до бурных марин, от зимних сцен катания на коньках до летних водных забав. Часть работ предоставят приватные собрания, например, Галерея искусств Коркоран в Вашингтоне.

«Как и недавние выставки в галерее, посвящённые художникам Золотого века Голландии и их развитию, „Вода, ветер и волны“ даёт более широкое представление о голландском обществе того времени, — поясняет Эрл Пауэлл III, директор Национальной галереи. — Экспозиция в полной мере представит разнообразие отношений голландцев с водой и их проявление в изобразительном искусстве».
Корнелис Вербеек. Морской бой между голландскими и испанскими военными кораблями
Симон де Влигер. Устье реки в конце дня
Симон де Влигер
1645, 36.8×58.4 см
Арт ван дер Нер. Зима в Голландии. Сцена катания
Арт ван дер Нер
1645, 54.6×69.9 см
Даже сейчас, через четыре сотни лет после создания этих работ, вода определяет облик голландского общества и ландшафта. Страна славится своими технологиями регулирования уровня вод, романтичными каналами, неразрывными отношениями с Северным морем и Мировым океаном, а также с сетью рек и водных путей. Такая прочная визуальная идентичность возникла именно в XVII веке, когда Голландская Республика стала одной из величайших морских держав. Это, в свою очередь, стало следствием основания голландской Ост-Индской компании в 1602 году и Вест-Индийской компании в 1621-м году, а также успехов в военно-морских кампаниях испанцев и англичан.
Такие художники, как Хендрик Корнелис Вром «оседлали волну» растущей популярности морских сцен и создали ряд наиболее ранних голландских марин, например, «Флотилия в море» (ок. 1614). Проведя несколько лет в плаваниях, художник изучил устройство военных кораблей и изобразил величественный 24-пушечный голландский фрегат, проходящий через гавань в окружении рыбацких и грузовых судов.

Позже в том же столетии популярной темой стали военно-морские сражения — особенно в 1650-х и 1660-х годах, когда голландцы вели несколько войн с Англией. В дополнение к общим морским сценам такие художники, как Виллем ван де Вельде Младший иногда создавали масштабные работы, посвящённые конкретным битвам.
На его картине «Голландский флот собирается перед Четырёхдневным сражением 11 — 14 июня 1966 года с „Лифде“ и „Хауден Леувен“ на переднем плане» (1670 год) изображены два знаменитых корабля Амстердамского адмиралтейства: 70-пушечный фрегат «Лифде» («Любовь») слева и «Хауден Леувен» («Золотые Львы»), который был идентифицирован по двум львам, сидящим на корме спина к спине.

Энтузиазм в отношении морских объектов также нашёл выражение в моделях кораблей. Голландская судостроительная промышленность не имела аналогов в Европе как по размерам, так и по квалификации. Модели выполняли те же мастера, которые строили большие корабли.

Питер ван дер Верф. Портрет мальчика с моделью трёхмачтового корабля


Иногда в миниатюре воспроизводились существующие корабли — как для документации их архитектуры, так и для демонстрации утончённого мастерства. Модель голландской государственной яхты конца XVII века была создана, вероятно, для человека, связанного с Адмиралтейством Зеландии — самой южной прибрежной провинции Нидерландов. На корме изображён герб Зеландии и красный замок в Аарденбурге, из чего можно предположить, что владелец парусника жил в этом маленьком прибрежном городе.

Слева: Питер ван дер Верф, «Портрет мальчика с моделью трёхмачтового корабля» (1696). Лейденская коллекция, Нью-Йорк

В то время как адмиралтейства, магистраты и муниципальные организации искали картины, демонстрирующие военно-морские успехи, держатели акций голландских Ост- и Вест-Индийской компаний предпочитали сцены с изображением морской торговли, принёсшей им финансовый успех. Такие работы, как «Вид на Хорн» (ок. 1650) Авраама де Вервера отражали одновременно красоту и деятельность портов и гаваней. Это пейзаж залива Зёйдерзе — крупнейшего в Северном море — с изображением моряков, переносящих на борт большого парусника груз, прибывший на небольшой лодке. Низкая точка обзора в направлении города позволяет увидеть лес мачт в оживлённой гавани.
Выставка «Вода, ветер и волны» также рассматривает воду как место проведения досуга. На гравюре Рембрандта «Купальщики» (1651) люди ищут в пруду спасения от жары в знойный летний день. А в первой половине столетия, заслужившей благодаря суровым зимам название «малого ледникового периода», особенно ценились сцены снежных забав. Людей всех возрастов и социального положения катаются на коньках и санях, рыбачат на льду, перевозят товары. Это демонстрируют работы Хендрика Аверкампа «Зимние игры на замёрзшей реке Эйссел» (1626) и «Катание на льду реки Амстел» (1611) Адама ван Брина.
Хендрик Аверкамп. Зимние игры на замерзшей реке Эйссел
Хендрик Аверкамп
1626, 19.9×33.1 см
Рембрандт Харменс ван Рейн. Купальщики
Рембрандт Харменс ван Рейн
1651, 11×13.7 см
Адам ван Брин. Катание на льду реки Амстел
Адам ван Брин
1611, 44.3×66.5 см
Водные пути и каналы эффективно играли важную роль в перевозках по стране. Такая беспрецедентная инфраструктура позволяла путешествовать между городами за пару часов. Неудивительно, что паромы стали популярным объектом у голландских художников. Например, «Речной пейзаж с паромом» (1649) Саломона ван Рёйсдала показывает, как по воде перевозят разных пассажиров, включая лошадей. А «Вид Дордрехта с реки Дордце Кил» (1644) Яна ван Гойена изображает судно под названием «кааг», на которое люди поднимались и которое покидали с помощью небольших лодок.
Саломон Якобс ван Рейсдал. Речной пейзаж с паромом
Ян ван Гойен. Вид Дордрехта
  • Саломон ван Рёйсдал, «Речной пейзаж с паромом» (1649). Национальная галерея искусств, Вашингтон
  • Ян ван Гойен, «Вид Дордрехта с реки Дордце Кил» (1644). Национальная галерея искусств, Вашингтон
Выставка «Вода, ветер и волны. Морские картины Золотого века Голландии» в вашингтонской Национальной галерее откроется 1 июля и будет работать до 25 ноября.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта Национальной галереи икусств в Вашингтоне
Художники, упоминаемые в статье
Ян ван Гойен
Биография • Работы
Альберт Якобс Кейп
Биография • Работы
Рембрандт Харменс ван Рейн
Биография • Работы
Виллем ван де Вельде Младший
Биография • Работы
Хендрик Корнелис Вром
Биография • Работы
Хендрик Аверкамп
Биография • Работы
Адам ван Брин
Биография • Работы
Саломон Якобс ван Рейсдал
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP