войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Самый влиятельный современный художник? Эль Греко! Доказывает выставка в музее Прадо

В рамках мероприятий к 400-летию со дня смерти Эль Греко, музей Прадо открыл выставку, убедительно демонстрирующую, какое мощное и продолжительное влияние оказал этот художник на живописцев-новаторов второй половины XIX — начала ХХ века. Таким количеством последователей, пожалуй, не могут похвастаться ни Микеланжело, ни Рафаэль, ни Веласкес. Экспозиция «Эль Греко и модернизм» ждет гостей до 5 октября. На ней представлено 118 работ, четверть принадлежит Эль Греко, остальные — его многочисленным последователям, от Пикассо до Поллока.
Самый влиятельный современный художник? Эль Греко! Доказывает выставка в музее Прадо
Самый большой поклонник Эль Греко — Пабло Пикассо. В юности он просто ученически копировал полотна великого испанца с греческими корнями, а после многократно переосмыслял. Весь «голубой период» Пикассо родом из сизых, зыбких, мерцающих, холодных, аскетичных, но при этом драматичных и страстных тонов Эль Греко.

Пикассо воспроизводил не только манеру великого критянина, но и конкретные сюжеты. Когда в результате несчастной любви застрелился друг художника Касагемас, его похороны Пикассо изобразил с оглядкой на другие знаменитые похороны — кисти Эль Греко.
  • 1. Эль Греко. Погребение графа Оргаса, 1586-588
  • Пабло Пикассо. Погребение Касагемаса, 1901
От Эль Греко и страсть Пикассо к искажению человеческих фигур и окружающих объектов. «Авиньонские девицы», с которых начался кубизм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
Читать дальше
, определенно вдохновлены «Видением Святого Иоанна» Эль Греко. Когда сравниваешь представленные на выставке работы, невозможно поверить, что Эль Греко жил в XVI веке: даже в соседстве с Пикассо он выглядит новатором. Когда вокруг художники-современники бились над тем, чтобы получить на своих картинах сходство, которое мы позже назовем фотографическим, Эль Греко пропускал все увиденное через себя, создавая на полотне новою, невиданную реальность.
  • Эль Греко, Открытие пятой печати (Видение Святого Иоанна), ок. 1610
  • Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1907
Пикассо был настолько самоуверенным и самовлюбленным, что восхищаться другими художниками попросту не умел. Его восторги по поводу Эль Греко в числе немногих исключений (еще он был усердным учеником Веласкеса). Впрочем, для этих восторгов и слов не нужно и так ведь все видно, во всех смыслах:
  • Эль Греко, Святой Мартин и нищий, 1597-1599
  • Пабло Пикассо, Мальчик, ведущий коня, 1906
Самый влиятельный современный художник? Эль Греко! Доказывает выставка в музее Прадо
На выставке в Прадо представлены два портрета почтенных господ кисти Эль Греко (слева) и Пикассо (справа) 1600-й и 1939-й годы соответственно. А в нашем подробном очерке о жизни и творчестве четырехсотлетнего юбиляра вы найдете еще более очевидное портретное подражание в исполнении Пикассо, в котором он буквально снимает шляпу перед Эль Греко.
Открытие выставки Эль Греко и модернизм посетила свежеиспеченная королева Испании Летисия, чьи много

Открытие выставки Эль Греко и модернизм посетила свежеиспеченная королева Испании Летисия, чьи многочисленные портреты художникам еще предстоит написать. Если бы существовала машина времени, это ответственное задание можно было бы поручить Эль Греко представить результат несложно. Смотрите, свою сумочку Летисия придерживает ровно так же, как героиня Эль Греко — свои меха.

А вот в исполнении Сезанна, хоть он и подражал самому Эль Греко, королева себе вряд ли понравилась бы.

  • Эль Греко. Дама в мехах, ок. 1580
  • Поль Сезанн. Дама в горностае. Подражание Эль Греко, 1885
Если женский портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
вещь в наследии Эль Греко исключительная (по правде говоря, насчет принадлежности Дамы в мехах кисти Эль Греко имеются некоторые сомнения), то состоятельных идальго он писал много и охотно. А Модильяни охотно повторил позу одного из них, да и свои вытянутые, изломанные лица и фигуры наверняка у него подсмотрел.
  • Эль Греко. Рыцарь с рукой на груди, 1580
  • Амадео Модильяни. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    мужчины в галстуке на фоне витража, 1913
Эту выставку стоит посетить, если вы просто хотите увидеть 26 замечательных полотен Эль Греко. Но заодно вы можете оценить его влияние на авангардное искусство и даже больше на выставке представлены и работы попавших под влияние Эль Греко послевоенных авторов, таких как Поллок, Джакометти, Бэкон, увидеть, как всматриваясь в антиклассическое искусство Эль Греко эволюционировало искусство модернизма , — Мигель Сугаса, директор музея Прадо.
Настоящая популярность пришла к Эль Греко в начале прошлого века. Даже тогда он выглядел смелым экспериментатором. И, конечно, художники, которые хотели сбросить всех и вся с парохода современности, Эль Греко решили не просто пощадить, а еще и поучиться у него — работать с цветом, светом, формой, композицией. Интересно, что бы сказал Эль Греко о самых отчаянных своих последователях?

Эль Греко, «Поклонение Иисусу», ок. 1580 года и Макс Бекман, «Набросок к „Воскресению“ № 1», 1907:
Самый влиятельный современный художник? Эль Греко! Доказывает выставка в музее Прадо
Эль Греко, «Воскресение Христово» (1600); безымянный эскиз Джексона Поллока (1930-е годы) и картина Поллока «Готика» (1944):
Самый влиятельный современный художник? Эль Греко! Доказывает выставка в музее Прадо
Эль Греко, «Христос, держащий крест», ок. 1605 года и Дэвид Бомберг, «Слушай, Израиль», 1955 год:
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$545
Оригинал
Татьяна Гоголошвили. Магритт в городе.
  • Реклама
Магритт в городе.
2024, 40×30 см
$130
Оригинал
Зайченко Георгий. Домик в саду
  • Реклама
Домик в саду
2010, 65×65 см
$871
Оригинал
Неизвестный художник. Мир
  • Реклама
Мир
Nina Rassen. Сотворение мира День-5
  • Реклама
Сотворение мира День-5
XXI век, 80×2×80 см
Григор Багдасарян. Гвозди
  • Реклама
Гвозди
2015, 60×40 см
Наталия Припутникова. Ночной город
  • Реклама
Ночной город
XXI век, 50×50×2 см
$163
Оригинал
Владимир Сергеевич Барков. ПЕНТАТОНИКА
  • Реклама
ПЕНТАТОНИКА
Февраль 2022, 130×160 см
$10 872
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза-2
  • Реклама
Стрекоза-2
2023, 50×60×1.5 см
$272
Оригинал
Андрей Люмес. "У самого синего моря"
  • Реклама
"У самого синего моря"
2023, 45×35 см
$76
Оригинал
Самый влиятельный современный художник? Эль Греко! Доказывает выставка в музее Прадо
Главное фото в материале: Эль Греко, «Благовещение», ок. 1600 года и Эдуард Мане, «Мертвый Христос с ангелам», 1864 год.