Столетия спустя, по некоторым оценкам, остались нетронутыми лишь 20 процентов оригинальной картины, что затрудняет полное понимание этого шедевра.
«Я сказал, что он спятил!», — признался Браун в интервью artnet News на премьере короткометражки «Поиск „Тайной вечери“» в Нью-Йорке. Фильм рассказывает о происхождении дубликата и попытках авторов проследить его судьбу до момента завершений и до появления в монастыре норбертинцев в Тонгерло неподалёку от бельгийского Антверпена.
«Тайная вечеря» ознаменовала конец первого этапа карьеры Леонардо, переведя его в ранг признанных гениев. Одним из тех, кто оценил работу, был король Франции Людовик XII, который завоевал Милан и, как пишет историк искусств Джорджо Вазари, нашёл время для посещения церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
Монарху очень хотелось забрать шедевр во Францию, которая тогда испытывала недостаток в произведениях такого рода, но «тот факт, что картина была написана на стене, остановил хищнические намерения Его Величества, и она осталась у миланцев», — отметил Вазари.
Слева: обложка книги «Молодой Леонардо. Эволюция революционного художника в 1472 — 1499 годах» (2017). Фото: artnet News
Сейчас эксперты, исследовавшие копию «Тайной вечери», пришли к выводу, что 90 процентов работы сделали подмастерья. Но к изображениям Иисуса и святого Иоанна, кажется, приложил руку сам Леонардо: рентген показал, что под этими двумя важными фигурами — в отличие от остальных частей картины — нет предварительного рисунка.
Слева: фигуры Христа и апостола Иоанна на холсте из Тонгерло, под которыми, как показали исследования, нет предварительного наброска
Смотрите трейлер фильма «Поиск „Тайной вечери“»: