Регистрация

«Рождение шедевров» в Третьяковке: выставка эскизов и этюдов к знаменитым картинам

Мне нравится3       0  
В рамках проекта «Третьяковка открывает свои запасники» до 9 ноября в галерее экспонируется две сотни набросков к хитам русской живописи. «Боярыня Морозова Сурикова, «Последний день Помпеи» Брюллова, «Явление Христа народу» Иванова и другие знаковые полотна раскрываются по-новому, когда видишь и муки творчества, и художественные озарения их авторов. Узнать в наспех сделанном карандашном наброске шедевр, подивиться эскизам, превосходящим качеством окончательные варианты, подсмотреть тайны ремесла — лишь несколько причин посетить выставку «Рождение шедевров: эскиз, этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше , картина» в Третьяковской галерее в Москве.

Как появилось «Явление»

Самая большая часть экспозиции посвящена закулисью картины «ЯвлениеХриста народу» Александра Иванова. Художник создал более 600 набросков, прежде чем взяться за полотно.

Все образы он писал с натуры, пробовал разные варианты. Вот, например, среди эскизов лиц Христа — два женских (они принадлежат одной и той же натурщице по имени Ассунта):
Была женщина и среди пробовавшихся на роль Иоанна Крестителя:
Вот еще некоторые этюды к «Явлению» — два варианта «дрожащего, надевающего рубашку», фарисей и самый внимательный из героев картины.
Александр Андреевич Иванов. Голова дрожащего (этюд к картине "Явление Христа народу")
Александр Андреевич Иванов
XIX век, 45.5×60.5 см
Александр Андреевич Иванов. Профиль (этюд к "Явлению Христа народу")
Александр Андреевич Иванов
Александр Андреевич Иванов. Голова фарисея в чалме
Александр Андреевич Иванов
Александр Андреевич Иванов. Внимательность
Александр Андреевич Иванов
Масса этюдов посвящена пейзажам (Иванов подыскивал их в Италии) и драпировкам. Но самая большая работа была проведена, конечно, по поиску персонажей. Художник пробовал не только профессиональных натурщиков, но и своих друзей. Так, одетый в красное герой, который недоверчиво поворачивается к Христу, написан с писателя Гоголя. Сравните фрагмент «Явления» и портрет Гоголя кисти Иванова:
Александр Андреевич Иванов. Портрет Гоголя
  • Фрагмент картины Иванова "Явление Христа народу" с персонажем, для которого позировал Николай Васильевич Гоголь.
  • Александр Иванов.Портрет Николая Гоголя.

Описывая титанический труд Иванова (слева — эскиз композиции картины «Явление Христа народу»), Герцен сказал, что вся жизнь художника «была употреблена на созерцание, обдумывание, изучение своего предмета». Однако готовая картина восторгов не снискала. Слава пришла к ней гораздо позже. А выставка «Рождение шедевра» только подтверждает: этюды к картине намного сильнее, интереснее, тоньше, чем окончательное полотно.

Эскизы как шедевры

Часто оказывается так, что сделанный художником набросок история и искусствоведы определяют в полноценные шедевры. Так, невозможно считать всего лишь рабочим материалом эскиз портрета Генриетты Гиршман кисти Валентина Серова — он слева, а итоговая версия — справа. У эскиза — собственное обаяние.
Валентин Александрович Серов. Генриетта Гиршман
Еще интереснее история с «Розой» Врубеля. Этот общепризнанный шедевр графики на самом деле является эскизом к «Портрету Н. И..Забелы-Врубель на фоне березок». Видите цветок на портрете? Представляете, насколько скрупулезным был художник?
Михаил Александрович Врубель. Роза в стакане
Михаил Александрович Врубель. "Портрет  Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок"

Арт-хиты крупным планом

Этюды к классике русской живописи — это еще и отличная возможность рассмотреть детали любимых полотен, оценить мастерство художников.

Вот несколько из многочисленных набросков к «Боярыне Морозовой» Сурикова. Сравните беглый композиционный эскиз и самым тщательным образом прописанные портрет главной героини. А можно ли без последнего эскиза представить себе, насколько важно было для художника точно изобразить не только людей, но и дерево, снег, передать движение?
Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова (Эскиз 2)
Василий Иванович Суриков
Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова (Эскиз 1)
Василий Иванович Суриков
Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова (эскиз, сани)
Василий Иванович Суриков
101×75 см
Третьяков и другие коллекционеры его времени понимали ценность эскизов и этюдов. А потому покупали их для своих коллекций. Художники на выставках тоже часто показывали рабочие материалы. Досадно, что теперь большинство набросков коротают свой век в запасниках. Выставка в Третьяковке исправляет это недоразумение. Помимо перечисленных, на ней представлены работы Василия Верещагина, Николая Ге, Ильи Репина, Константина Маковского, Виктора Борисова-Мусатова.

На главном фото вверху — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова.
КомментироватьКомментарии
HELP