войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Портреты жен знаменитых художников представляют в Музее русского импрессионизма

В московском Музее русского импрессионизма открылась выставка «Жены», посвященная самым любопытным портретам в русском искусстве — изображениям любимых женщин русских художников. Выставка охватывает восемьдесят лет истории искусства — с 1880-х до 1950-х, и позволяет зрителю взглянуть в лица тех, кого обожали Репин, Серов, Петров-Водкин, Фальк, Дейнека, Тышлер и многие, многие другие. Всего в экспозиции, которая расположилась на трех этажах музея, представлено около 50 работ, включая скульптуру и рисунки.
Портреты жен знаменитых художников представляют в Музее русского импрессионизма
Запоминающиеся истории про жен художников обычно рассказывают про западных мастеров: мы помним про Саскию, Галу Дали или Ольгу Хохлову. В России обычно вспоминают лишь о миссии писательских жен — Льва Толстого, Булгакова или Солженицына. Эту лакуну необходимо заполнять, ведь все эти жизненные истории — прекрасная иллюстрация не только творческого пути художника, но и свидетельство того, что происходило тогда в стране. Возьмем хотя бы брак Репина и Нордман-Северовой — женщины, которую окружающие осуждали за чересчур передовые воззрения, например, за вегетарианство и уважение к прислуге.
Илья Репин. Живописный (1909) и скульптурный (1902) портреты Н.Б. Нордман
Илья Репин. Живописный (1909) и скульптурный (1902) портреты Н.Б. Нордман
Но при посещении выставки оказывается, что брак любого русского художника достоин отдельного рассказа. Немолодой вдовец Нестеров, нашедший вторую любовь в лице классной дамы своей дочери в институте благородных девиц. Жена Кустодиева, которая спасла ему руки, но лишила ног и усадила в инвалидную коляску — и тем сохранила ему разум. Бурлюк, который бережно провез всю свою семью сквозь кошмары революционной России до самого Тихого океана, вывез в США и жил там с супругой долго и счастливо. Жена Фешина, которая бросила его в Нью-Мексико после двадцати лет брака и отобрала с любовью выстроенный художником дом. Бесчисленные жены Фалька, которых он выбирал среди советских студенток. Супруга Коненкова, очаровавшая Эйнштейна — говорят, не просто так, а по заданию… Каждая история оказывается увлекательной — и не только благодаря сложному времени, в которое жили эти люди, но и из-за сложных чувств, бушевавших между этими творческими людьми.
Роберт Фальк, «Лиза на солнце» (1907)
Роберт Фальк, «Лиза на солнце» (1907)
Александр Богомазов, «Портрет Ванды Монастырской" (1907−1908), фрагмент
Александр Богомазов, «Портрет Ванды Монастырской" (1907−1908), фрагмент
Однако главное в этой экспозиции — не биографии, а все-таки отличная живопись. Кураторам удалось собрать большое количество действительно сильных работ — и в этом нет ничего удивительно. Ведь именно «портреты жены» — это те картины, к которым художник, не связанный коммерческим заказом и сроками, может возвращаться из года в год. Это изображения любимого человека, которого живописец знает почти также хорошо, как самое себя, — своего рода автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
прекрасной половины своей души. Так, Роберт Фальк писал портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
своей жены в шали два года, доведя его до совершенства. Полотно, которое на репродукциях кажется серым и безжизненным, в реальности поражает своим жемчужным блеском и сдержанной эмоциональностью.
Исаак Бродский, «Портрет Л. Бродской" (1916), фрагмент
Исаак Бродский, «Портрет Л. Бродской" (1916), фрагмент
Николай Матвеев, «Портрет жены» (1880)
Николай Матвеев, «Портрет жены» (1880)
Игорь Грабарь, «Васильки» (1914)
Игорь Грабарь, «Васильки» (1914)
Отдельное достоинство выставки в том, что помимо хорошо известных полотен из государственных галерей, в залы музея прибыли картины из частных коллекций, в том числе из собраний потомков художников (Лентулова, Кончаловского и др.). И эти малоизвестные произведения по своему уровню ничуть не уступают прославленным вещам — а порой и превосходят их. Ведь в числе коллекционеров, поделившихся с публикой портретами жен, такие известные ценители искусств, умеющие разыскивать редкости, как Авен, Галеев, Бабичев и Семенихины.
Петр Кончаловский, «Портрет О. Кончаловской в синем» (1919), фрагмент
Петр Кончаловский, «Портрет О. Кончаловской в синем» (1919), фрагмент
Паоло Трубецкой, «Мать и дитя» (1908)
Паоло Трубецкой, «Мать и дитя» (1908)
Временной охват выставки позволяет проследить и эволюцию русской живописи: от реализма и салонного академизма, через завораживающие кульбиты авангарда — к величественному социалистическому реализму. Кстати, благодаря нежности, с которой авторы относились к своим моделям, он оказывается очень романтичным.
Илья Репин, «Портрет Н.Б. Нордман-Северовой" (1909)
Илья Репин, «Портрет Н.Б. Нордман-Северовой" (1909)
«Нордман знала 6 языков. Если Репин просил за завтраком почитать иностранные журналы — Наталья Борисовна переводила прямо с листа. Она гораздо раньше Репина научилась фотографировать и получала за свои „кодаковские“ снимки призы на выставках. Она увлекалась театром и пробовала учиться скульптуре. Она сочиняла…» — читайте также материал Артхива История любви в картинах: Илья Репин и Наталья Нордман.
Федот Сычков, «Портрет женщиы с зонтиком» (1903), фрагмент
Федот Сычков, «Портрет женщиы с зонтиком» (1903), фрагмент
Изменяется не только живопись, но и саморепрезентация изображенных женщин — от дворянок-институток до представительниц советской интеллигенции, которым подчас приходилось тяжело трудиться, чтобы накормить своих детей и мечтательных супругов. Забавно следить и за изменениями моды: в ранних светских портретах дамы предстают в вечерних платьях с кружевами. А в конце нас встречают физкультурницы в футболках и с гантелями — идеал Страны Советов! О том, что этот мир все-таки «дамский», напоминают поставленные в залах цветы, а также склянки с ароматами рядом с несколькими портретами.
Евгений Кибрик, «Портрет В. Кетлинской" (1920-е), фрагмент
Евгений Кибрик, «Портрет В. Кетлинской" (1920-е), фрагмент
Николай Ионин, «Женщина в красном» (1925)
Николай Ионин, «Женщина в красном» (1925)
Александр Самохвалов, «Портрет М.А.Клещар-Самохваловой" (1957)
Александр Самохвалов, «Портрет М.А.Клещар-Самохваловой" (1957)
Кураторам выставки удалось создать масштабную панораму «женского мира» самого любопытного периода русского искусства, причем рассказав о женах не как о Музах, бледных тенях своих супругов, но и как о талантливых личностях самих по себе, достойных таких эффектных портретов.
Портреты жен знаменитых художников представляют в Музее русского импрессионизма
Портреты жен знаменитых художников представляют в Музее русского импрессионизма
Портреты жен знаменитых художников представляют в Музее русского импрессионизма
Портреты жен знаменитых художников представляют в Музее русского импрессионизма
Портреты жен знаменитых художников представляют в Музее русского импрессионизма
Портреты жен знаменитых художников представляют в Музее русского импрессионизма
Портреты жен знаменитых художников представляют в Музее русского импрессионизма
Рекомендуемые художники
Выставка продлится до 15 мая 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Автор текста и фото: Софья Багдасарова.
Титульная иллюстрация: Борис Григорьев, «Мать и дитя» (1918).