войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Римские оргии. Генрих Семирадский и выдающиеся академисты представлены на выставке в Русском музее

В Государственном Русском музее открылась масштабная выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме. Вариант одной из работ недавно с шумом отозвали с аукциона. Другую, забытую в течение столетия, обнаружили, намотанной на вал. Любопытных моментов на выставке хватает, как и картин Генриха Семирадского, а также Павла Чистякова, Вильгельма Котарбинского, Александра и Павла Сведомских, Марка Антокольского и не только.
Римские оргии. Генрих Семирадский и выдающиеся академисты представлены на выставке в Русском музее
Выставка впервые представляет в рамках единой экспозиции около 125 произведений Генриха Семирадского и его современников — русских живописцев и скульпторов академического направления, работавших в «вечном городе» во второй половине XIX — начале XX веков.

Вниманию зрителей — произведения Павла Чистякова, Александра и Павла Сведомских, Марка Антокольского, Степана Бакаловича, Михаила Боткина, Николая Лаверецкого, Александра Риццони, Василия Смирнова.
«…Художники-передвижники бранили его подходы к построению композиции и выборе тем, импрессионисты называли его академические приемы „восставшим из гроба призраком“, а Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания. Вопреки критике искусствоведов, картины Семирадского практически всегда восторженно принимались публикой…» — биография Генриха Семирадского (1843−1902) в Артхиве. В октябре 2018 года исполняется 175 лет со дня рождения художника.
Вечные темы, Вечный город, вечные споры: за что картины этих мастеров ругали одни и превозносили другие?
По словам Павла Климова, ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX — XXI веков Русского музея, фамилии художников, чьи работы представлены на нынешней выставке, как правило «не на слуху, но они обижены вниманием совершенно незаслуженно, потому что творчество каждого из них высокопрофессионально. И так как в следующем году Семирадскому исполнилось бы 175 лет, то к этой дате мы решили вспомнить и его самого, и художников, живших с ним в одно время».
Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» развернулась в корпусе Бенуа. Для того, чтобы переместить туда великолепную «Фрину на празднике Посейдона» из Михайловского дворца, потребовались большие усилия музейных сотрудников: при высоте 390 см длина картины превышает 760 см. Полотно пришлось демонтировать и транспортировать, намотав на вал.

На фото ниже: процесс демонтажа картины «Фрина на празднике Посейдона». Источник: страница Русского музея в социальной сети Фейсбук.
Римские оргии. Генрих Семирадский и выдающиеся академисты представлены на выставке в Русском музее
Римские оргии. Генрих Семирадский и выдающиеся академисты представлены на выставке в Русском музее
Римские оргии. Генрих Семирадский и выдающиеся академисты представлены на выставке в Русском музее
Римские оргии. Генрих Семирадский и выдающиеся академисты представлены на выставке в Русском музее
Римские оргии. Генрих Семирадский и выдающиеся академисты представлены на выставке в Русском музее
Сюжеты представленных работ преимущественно посвящены римской, греческой и египетской истории и мифологии.

Такой выбор тем художниками, работавшими в конце XIX века, был обусловлен большим интересом к новой, недавно зародившейся науке — археологии, в связи с которой интеллигентная публика увлеклась чтением произведений древних классиков. А где лучше всего создавать картины на подобные сюжеты, как не в сердце бывшей Римской империи?
О Риме как замечательном, практически идеальном месте для творческих художественных изысканий, знали все русские поэты, художники и архитекторы. В Италию ехали учиться, работать, отдыхать многие поколения творческих людей. И пусть в конце XIX века, особенно на фоне передвижников, исторический итальянский жанр не являлся приоритетным как в художественном, так и в идейном смысле, произведения мастеров позднего классицизма, без сомнения, заслуживают внимания.
Кураторы выставки постарались выстроить представленные работы так, чтобы зрители прошли путь «от тьмы язычества к свету христианства». Экспозиция открывается достаточно мрачной работой Генриха Семирадского «Римская оргия блестящих времен цезаризма», созданной в 1872 году. А финал экспозиции — редкие работы Семирадского, его эскизы к росписям храма Христа Спасителя и знаменитая, большая по размерам картина «Христос у Марфы и Марии» (1886).

Самый крупный раздел выставки, посвященный творчеству Генриха Семирадского, включает знаменитые полотна художника из коллекций Русского музея и Третьяковской галереи, а также произведения из провинциальных и частных собраний, менее известные и оттого весьма привлекательные для публики.
Сюжет картины Генриха Семирадского «Римская оргия блестящих времён цезаризма» основан на античном романе Гая Петрония «Сатирикон». Посвятив свое первое многофигурное полотно жизни древних римлян, Семирадский писал эту картину в Мюнхене во время своей пенсионерской поездки по странам Европы. Совет Академии благосклонно отнесся к работе: ее приобрели у художника за две тысячи рублей, а вскоре «Римскую оргию» приобрел будущий император, великий князь Александр Александрович. Семирадский приобрел высокого покровителя и заказчика, а великий князь — прекрасную работу для своей коллекции, которая в будущем легла в основу собрания Русского музея.


Вообще, сюжетная линия римских оргий была популярна у художников во второй половине XIX века. В экспозиции представлена «Оргия» Павла Сведомского, а также еще одна картина на эту тему — картина «Римская оргия» Вильгельма Котарбинского. Полотно стало одним из самых ярких открытий выставки в Русском музее. Эта монументальная работа Котарбинского (3×5 метров) 100 лет пролежала в запасниках Русского музея, заклеенная грубой оберточной бумагой и накатанная на вал. Благодаря уникальным реставрационным работам, длившимся больше полугода, великолепное живописное произведение было спасено от разрушения и сегодня показывается публике.

«Оргия» стала открытием не только для публики, но и для музейного сообщества, ведь даже в генеральном каталоге Русского музея данная работа была представлена в черно-белой фотографии начала 1900-х годов. Реставрационная работа сотрудников Русского музея над «Римской оргией» Котарбинского была номинирована на VI премию газеты The Art Newspaper Russia. На иллюстрации выше — уменьшенная копия работы.
  • Процесс реставрации картины Вильгельма Котарбинского «Римская оргия».
  • Фото: Отдел реставрации музейных ценностей ГРМ. Источник: страница музея в социальной сети Фейсбук.
Рассказ о работе над этим полотном музейных реставраторов читайте в нашем отдельном иллюстрированном материале.
Павел Сведомский. «Фульвия с головой Цицерона». 1898. Собрание Переславского музея- заповедника.
Павел Сведомский. «Фульвия с головой Цицерона». 1898. Собрание Переславского музея- заповедника.
  • На выставке в Русском музее.
  • Источник фото: страница ГРМ в социальной сети Фейсбук
Для тех, кто следит за международными аукционами русского искусства, на выставке будет любопытно увидеть авторскую копию картины Генриха Семирадского «Танец среди мечей» (1881) из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Один из вариантов этого полотна недавно был выставлен на торгах аукционного дома Sotheby’s. Картина была снята с продажи по настоянию польского правительства — подробности читайте в нашем материале.

Считается, что первое полотно было закончено в 1878 году. Его купил граф Александр Орловский, но в настоящее время местонахождение этой работы неизвестно. Второй вариант, заказанный московским фабрикантом и коллекционером Козьмой Солдатёнковым, был передан Музею Румянцева после смерти последнего и ныне входит в коллекцию Третьяковки.
Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» в Государственном Русском музее
работает до 2 апреля 2018 года.
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$541
Оригинал
Владимир Сергеевич Барков. ПЕНТАТОНИКА
  • Реклама
ПЕНТАТОНИКА
Февраль 2022, 130×160 см
$10 839
Оригинал
Nina Rassen. "Космические Ксалахары все легенды вселенной "
  • Реклама
"Космические Ксалахары все легенды вселенной "
2023, 2000×3000 см
€200
Цифровая копия
Эдуард Поташев. Путь
  • Реклама
Путь
2024, 85×25 см
Геннадий Николаевич Жихарев. Человек-дерево
  • Реклама
Человек-дерево
08.03.1989, 127×67 см
$20
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза-2
  • Реклама
Стрекоза-2
2023, 50×60×1.5 см
$271
Оригинал
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Титульная иллюстрация: Генрих Семирадский, «Танец среди мечей» (фрагмент, 1881). Подготовлено по материалам пресс-релиза ГРМ.