Регистрация

Не только «Черный квадрат». Выставка Казимира Малевича в Москве будет разрушать стереотипы

Мне нравится4       0  
Кураторы открывающейся 24 ноября на ВДНХ выставки работ «отца супрематизма» намерены по-новому представить творчество Казимира Малевича.
Без Малевича историю русского и мирового авангарда представить невозможно. А само его имя — без пресловутого квадрата. Пора разнообразить ассоциативный ряд, решили организаторы экспозиции. Ранние произведения 1900-х годов, футуристические картины 1910-х, супрематические композиции и портреты начала 1930-х — выставочный проект Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» охватит все этапы творчества художника.
На выставке представят картины, которые зрители увидят впервые. Это уникальное явление для работ художника, чей жизненный и творческий путь, казалось бы, изучен досконально. Так, посетителей ждет встреча с картиной «Жизнь в большой гостинице» (1913) из Самарского областного художественного музея, история атрибуции которой десять лет назад сравнима с настоящим детективным расследованием.
Экспозиционное ядро выставки составят произведения из собраний российских региональных музеев.

Высокое качество работ Малевича из Саратовского государственного художественного музея, Нижегородского художественного музея и Самарского областного художественного музея не в последнюю очередь обусловлено собственным выбором художника, который целенаправленно продавал в государственный фонд лучшие свои произведения. Тем любопытнее предстоящая выставка, экспозиция которой создана доктором искусствоведения Александрой Шатских, одним из ведущих исследователей русского авангарда и автором трудов, посвященных творчеству Казимира Малевича и Марка Шагала.
«Творения русского авангардиста с их оглушающей новизной порой настолько выламывались из границ, рамок своей эпохи, что их понимание оказывалось возможным лишь спустя десятилетия» — считает Александра Шатских, куратор выставки. — «Это относилось и относится не только к „Черному квадрату“ и супрематическим монофигурам, предвосхитившим эстетику минимализма второй половины ХХ века, и не только к рисункам середины 1910-х годов, где в отточенном и зрелом виде предъявлены потенции концептуализма, но также к поздней фигуративной живописи, которую и поныне сторонники традиционного искусства считают поражением Малевича, свидетельством его отказа от „бесплодного“ абстрактного искусства».
Выставка представит уникальную возможность познакомиться с живописью Малевича из российских и зарубежных частных собраний, включая коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро («Три фигуры в поле», 1928−1930), Инге и Филипа ван ден Хурк («Портрет Елизаветы Яковлевой», 1932) и Sepherot Foundation («Супрематизм. Прямоугольник и круг», 1915). Одним из открытий выставки станет известный до сих пор лишь специалистам «Зимний пейзаж» (1929) из частного собрания.

Чем еще намерены поразить взыскательного зрителя? Помимо уже упомянутого, на выставке покажут малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра». Будет представлен «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны, тексты к которым сочинял Владимир Маяковский. И уж совсем необычное амплуа Малевича — появление в качестве автора флакона для одеколона «Северный», который художник создал для «Товарищества Брокар и Ко» в начале 1910-х годов.

Источник фото: fragrantica.ru

В 1908 году владелец парфюмерной фабрики Александр Брокар заказал Малевичу чертеж упаковки одеколона «Северный». Малевич нуждался в деньгах — тогда он еще не был известным автором супрематических композиций. После того как художник разработал эскиз флакона, он передал все свои рисунки Адели Яковлевне Якобсон — именно она отвечала за технологию изготовления флаконов на Бахметьевском стекольном заводе. Одеколон «Северный» был очень популярен и выпускался с 1911 до начала 1990-х годов. Источник фото, представленных ниже — здесь.
  • Один из самых старинных флаконов одеколона "Северный".
  • Высота флакона — 19,5 сантиметров.
Одним из сюжетов выставки станет работа Малевича над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем» — в экспозиции «Рабочего и колхозницы» можно будет увидеть созданные художником эскизы декораций и костюмов к опере. Супрематический период представлен беспредметными композициями, некогда отобранными Малевичем для показа на знаменитой «Последней футуристической выставке картин «0,10».
Напоминаем о том, что Артхив выпустил мобильное приложение, посвященное Казимиру Малевичу, для iPhone и Android. В Артхиве в разделах «Биография» и «Истории» вы найдете факты о жизни и творчестве художника; версии создания «Черного квадрата» (куда же без него!) и распространенные заблуждения, связанные с картиной; цитаты Малевича, поклонников и критиков художника и даже краткий словарь, позволяющий понять супрематический язык автора. А в разделе «Работы» мы собрали почти 400 репродукций.
Выставка на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» будет сопровождаться обширным документальным материалом из государственных и частных архивов. Фотографии, письма, книжные издания, дневники, инфографика и реконструкции проиллюстрируют путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскроют новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни.

Особый интерес представляют материалы, связанные с семейным окружением художника, включающие поздние декоративные графические композиции его младшего брата Мечислава Севериновича Малевича (1882−1962).
Знаете ли вы, что Малевич всю жизнь отстаивал стройную идею о том, что супрематизм×Супрематизм – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне. читать дальше явился очевидным продолжением идей и принципов импрессионизма? Свой личный художнический путь отсчитывал от первых импрессионистских этюдов, сделанных в Курске в начале 1900-х. О том, как Казимир Малевич создал картины для своей персональной выставки, посвященной 30-летию творчества, и почему подписал их датами с 1903 по 1910 годы, читайте в материале Анны Сидельниковой «Малевич и импрессионизм: как все было». Обратите внимание на последнее фото материала: над кроватью, в которой художник проводит последние месяцы жизни, висит картина, вошедшая в экспозицию нынешней выставки.
Выставка «Казимир Малевич. Не только „Черный квадрат“» работает с 24 ноября 2017 года по 25 февраля 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Подготовлено по материалам пресс-релиза ВДНХ, k-malevich.ru и собственным публикациям Артхива.
Титульная иллюстрация: Казимир Малевич. «Дети» (фрагмент). 1908
Художники, упоминаемые в статье
Казимир Северинович Малевич
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP