Выставка в Швейцарии называется «Досье Гурлитта: „Дегенеративное искусство“ конфискованное и проданное» и преподносит около 200 работ художников, чье творчество нацисты считали недостойным и даже опасным. В опале оказались экспрессионисты и конструктивисты, среди которых были такие художники, как Франц Марк, Отто Дикс и Эмиль Нольде. Их работы изымали и уничтожали. Выставка продлится со 2 ноября 2017-го по 4 марта 2018 года.
Экспозиция в Германии под названием «Досье Гурлитта: нацистская кража искусства и её последствия» представляет более 250 работ. Немецкие кураторы сделали акцент на истории евреев — коллекционеров и антикваров — которые стали жертвами грабежей. В Бонне можно увидеть работы старых мастеров, а также художников-импрессионистов и постимпрессионистов. Сроки работы этой выставки — с 3 ноября по 11 марта.
После окончания работы Музей изобразительных искусств и Федеральный выставочный центр «поменяются» экспозициями.
Следователи получили ордер на обыск квартиры Гурлитта в Мюнхене, где обнаружили почти полторы тысячи произведений — в том числе Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Эмиля Нольде, Пауля Клее, Оскара Кокошки и многих других.
Незадолго до своей кончины в 2014 году Корнелиус Гурлитт завещал все произведения Бернскому музею изобразительных искусств. Учреждение планировало представить коллекцию публике весной 2017 года, однако завещание Гурлитта попыталась оспорить Ута Вернер, кузина покойного. Она настаивала, что её родственник страдал психическим расстройством, не мог адекватно распорядиться имуществом, а также был одержим навязчивой идеей спасти картины от нацистов, и потому завещал их Швейцарии, а не Германии. Однако мюнхенский суд вынес решение в пользу музея в Берне.
Слева: копии плаката Анри де Тулуз-Лотрека «Японский диван» (1898) находятся в собраниях музея художника в Альби, Метрополитен-музея в Нью-Йорке и в «коллекции Гурлитта».