Регистрация

Песнь огня и пороха. Гид по творчеству "повелителя пламени" Цая Гоцяна к осенним выставкам в Пушкинском и Прадо

Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Цай Гоцян (Cai Guo-Qiang) — один из самых известных и интересных художников современности. Мастера называют «китайским Гэндальфом» за его умопомрачительные пиротехнические шоу и картины, «нарисованные» порохом, однако его грандиозные инсталляции без дыма и огня волнуют не меньше. Осенью 2017 года открываются две крупные выставки Цая Гоцяна: в музее Прадо в Мадриде и в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве. Чтобы лучше их оценить, мы составили ТОП — 15 самых эффектных творений мастера.
«А серой будет пахнуть?» — спрашивает комментатор на фейсбук-странице Пушкинского музея, где опубликованы свежие фото эффектного процесса изготовления пороховой картины Цая Гоцаня «Река» (серия фото ниже, дата события — 4 сентября 2017 года). Шутки в сторону: эта речка не проста. Для ее создания трафареты, изготовленные по сотне фотоснимков, сделанных за последние 100 лет, разместили на протяженном полотне. Цай, одетый в красную толстовку, засыпал пиротехническую смесь по контурам изображений. Миг — и река истории вскипела, а порох оставил следы на холсте. Это лишь часть проектов-высказываний, которые китайский художник задумал специально для показа в ГМИИ им. Пушкина.


Фотограф Наталья Сидорова. Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ им. Пушкина
Прежде чем рассказать о двух других затеях для пороховых картин и о том, для чего художнику нужны сотни детских колясок и кроваток, подаренных семьями москвичей, подготовимся к визиту в музей. Познакомившись с автором хотя бы заочно, и оценив его предыдущие проекты, на выставку Цая Гоцаня, где бы она ни проходила, непременно захочется пойти. А то и принять участие в шоу.

Цай Гоцян (Cai Guo-Qiang) родился в 1957 году в Цюаньчжоу, провинция Фуцзянь, недалеко от Гонконга. Мальчишке немудрено было увлечься пиротехникой: с китайского берега то и дело палила артиллерия, возвещая о воссоединении с КНР. А еще, как сказал Цай Гоцян в одном из интервью, «на моей родине каждое значительное событие, хорошее или плохое — будь то свадьба, похороны, рождение ребенка, переезд в новый дом — повод для фейерверка. Они как сирена, сообщающая о том, что происходит в городе».

Фото Цая Гоцяна на фоне готовящегося проекта в Филадельции: www.artsy.net


На стезю искусства Цая направил отец, который был художником — каллиграфом, переводчиком, и приобщал сына к традиционной китайской культуре, философии, медицине, и, конечно, рисованию. Во времена так называемой «культурной революции» глава семьи сжег свою «опасную» коллекцию редких книг и даже скрывался в заброшенном буддийском монастыре — не отсюда ли корни жгучего интереса Цая к социальной тематике?

Будущий мастер эффектных шоу получил образование в Шанхайской театральной академии (Shanghai Drama Academy), где изучал сценический дизайн, учился писать картины маслом и играть на скрипке, а также приобщался к боевыми искусствам. Его работы неплохо выставлялись на родине, но в 1986 году художник отправился в Японию и провел там почти 10 лет в освоении «взрывных» секретов. Порох для искусства, визуализация огненных затей — вот что его интересовало больше всего. В 1990 году в Центре современного искусства города Осака (Osaka Contemporary Art Center) прошла персональная выставка Цая Гоцяна, на которой уже были представлены его работы, созданные с помощью пороха, и состоялось первое в его творчестве «взрыв-событие».
Художник в процессе создания одной из «пороховых» картин (Лос-Анджелес, 2012). Фото — en.cafa.com.cn
Следующие страницы биографии китайского мастера — череда ошеломляющих и весьма разнообразных проектов, выставок и шоу в разных странах мира, награды и титулы. В частности, Цай Гоцян — обладатель Золотого льва 48-ой Венецианской биеннале, куратор китайского павильона 51-ой Венецианской биеннале.

15 самых впечатляющих проектов Цая Гоцяна

Проекты со взрывами и фейерверками, которые могут служить "визитными карточками" китайского художника

Фото: Masanobu Moriyama, Cai Studio (www.caiguoqiang.com)
1. «Проект для инопланетян № 10: проект увеличения Великой китайской стены на 10 000 метров» (1993).
В пустыне Гоби, там, где заканчивается легендарное сооружение, Цай Гоцян проложил еще 10 километров дорожки из пороха и поджег ее. В течение 15 минут Великая китайская стена была длиннее и ярче — за счет огненного участка, созданного художником. В конце шоу появился огненный дракон. Проект стал первым художественным произведением, который можно было увидеть из космоса.
Фото: artsy.net
2. «Столетие с грибовидными облаками: проект для ХХ века» (реализован 13 февраля 1996 года).
Художник стал первым человеком с китайским паспортом, не просто побывавшим в той части пустыни Невада, где проводятся ядерные испытания, но и устроившим там перформанс возле 300-метрового кратера, оставшегося после взрыва бомбы. Фото этого события служит аватаркой официальной страницы студии художника в фейсбуке.
Фото: caiguoqiang.wordpress.com
3. Летняя Олимпиада в Пекине (2008).
Один из крупнейших проектов китайского художника, который его прославил на весь мир — визуальное оформление и спецэффекты церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Пекине 2008 года. Шоу церемонии открытия называлось «Следы истории», во время которого по небу к стадиону стремительно «прошагали» огненные стопы, за 15 секунд оставив 29 гигантских следов.
Фото: www.reddit.com
4. «Черная церемония» (2011).
В столице государства Катар, Дохе, Цай Гоцян в 2011 году устроил первый в истории дневной салют. Фейерверк образовывали дымные кольца, появившиеся от взрывов военных снарядов.
Фото: edition.cnn.com style
5. «Лестница» (2015).
«Моби Дик среди проектов Цая Гоцяна», как называют это его творение, огненная «Лестница в небо» высотой в полкилометра появилась в родном городе Цая Гоцяна (гавань острова Хуэйюй, Цюаньчжоу) 15 июня 2015 года. Так мастер поздравил свою бабушку со 100-летним юбилеем. Когда-то та продавала рыбу, чтобы внук мог учиться художественному мастерству. «Я сделал проекты по всему миру, но моя бабушка не могла увидеть ни один из них. Она всегда находилась в Китае… Этот проект был сделан для нее», — рассказывал художник. Цай Гоцянь лично финансировал эту работу. Слишком слабая, чтобы присутствовать на месте события, бабушка Цая Гоцяна наблюдала за происходящим в видеочате. Лестница горела две минуты и двадцать секунд. Через месяц та, для которой внук прочертил пламенный путь в небесах, покинула этот мир.
Технология затеи такова: с корабля был запущен надувной метеозонд, к которому крепилась 500-метровая лестница. На тросах (ширина ступенек составляла 5,5 м) находились заряды фейерверков. Достаточно было поджечь лестницу снизу, чтобы пламя «побежало» вверх, прорисовывая огненные пролеты.

…Годом позже, в 2016-том, титулованный британский кинорежиссёр Кевин Макдональд, известный по фильмам «Однажды в сентябре», «Последний король Шотландии», «Большая игра», представил документальный фильм о художнике под названием «Лестница в небо. Искусство Цая Гоцяна» — здесь можно просмотреть его видеотрейлер.

Музейные проекты Цая Гоцяна: шумные истории и острые моменты

Фото: circusporto.wordpress.com
6. «Head On» (переводят как «Лобовое столкновение», «Вперед», 2006).
Эта всемирно известная инсталляция была представлена в Музее Соломона Гуггенхайма в Берлине, она также периодически выставляется и в других локациях. 99 фигур волков в натуральную величину устремляются к стеклянной стене, отскакивают от нее, и продолжают круговое движение, не оставляя своих попыток. Очевидный посыл к падению Берлинской стены служит и более общей иллюстрации идеи о неустанных попытках преодоления преграды.
7. «Трансцедентальная радуга» была создана в 2002 году по заказу нью-йоркского МоМА как отголосок трагедии 11 сентября 2001 года. Своим проектом Цай желал показать, что «нечто опасное, используемое для разрушения, может быть также созидающим, прекрасным и исцеляющим». Фото: atpdiary.com

8. «Опавшие цветы» (фото ниже) — еще один проект подобного рода, созданный художником в 2009 году для Филадельфийского музея искусств. Площадь огненных цветков составила 18,3 на 26,1 метров.
Цай Гоцянь. «Опавшие цветы». Фото: www.thisiscolossal.com
9. «Бон вояж: 10 000 предметов, конфискованных в аэропорту Сан-Паулу» (2004). Проект, показанный на 26 биеннале в Сан-Паулу (Брахилия), ныне значится среди объектов коллекции Центра Помпиду (Париж). Симпатичный монстр, похожий на кита, дрейфует вместе с составляющими его ножницами, ножами, открывалками бутылок, и прочими «острыми, колющими и режущими» предметами, которые изымают у путешествующих самолетами. Проект показывает, как безумен этот мир, где такие маленькие предметы представляют большую опасность.
Цай Гоцянь. «Бон вояж: 10 000 предметов, конфискованных в аэропорту Сан-Паулу». Фото: culturebox.francetvinfo.fr
10. Проект в Нью-Йорском Музее Метрополитен (2006).
Одна из четырех инсталляций Цая Гоцяна, посвященных трагедии 11 сентября, проецирует ту же идею. Работа «Проходите. Здесь нечего смотреть» размещалась на крыше сада с видом на Центральный парк и Манхэттен, и представляла собой парочку крокодилов из резины плюс ножницы, ножи и прочий «острый металл» из конфиската аэропорта.
Фото проекта Цая Гоцяня для Музея Метрополитен — www.riorevuelto.net
11. На счету Цая Гоцяня — первая в истории музея Гуггенхайма сольная выставка художника из Китая, состоявшаяся в 2008 году.

Среди ключевых инсталляций шоу, показанного в Нью-Йорке и Бильбао под названием «Я хочу верить» отметим и ставшую еще одной визитной карточкой артиста инсталляцию Inopportune: Stage One («Неуместный. Первая стадия»), созданную изначально в 2004 году для Массачусетского музея современного искусства (Massachusetts Museum of Contemporary Art) и отражающий его отношение к технике в современном мире. Инсталляция, внедренная в пространство музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, спроектированного Френком Ллойдом Райтом, приобрела новое и весьма эффектное визуальное воплощение. На видео ниже видно, что и эти машины со светодиодными лампами — тоже взрывное искусство!


Фото: www.guggenheim.org
А это «Inopportune: Stage Two» («Неуместный. Вторая стадия», 2004) девять фигур тигров в натуральную величину. В описании шкур животных не значится: из материалов — папье-маше, гипс, резина, краски.
12. «Девятый вал»: знакомое название? Так называлась крупная выставка художника в Шанхае (место проведения — Power Station of Art, 2014 год). На ней было представлено и полотно «Девятый Вал. Впечатление» (бумага, порох, фото слева), созданное как отклик на известнейшую картину Айвазовского. Мы же обратим внимание на все составляющие шоу: на видео показано пиротехническое действо и крупная инсталляция под открытым небом.

Фото: artifex.ru
Первая глава пиротехнического шоу «Девятый вал» (Шанхай, 2014) называлась «Элегия», вторая — «Воспоминание», третья, цветная — «Утешение».
Фото: artnet News
Ноев ковчег? Отчасти. Инсталляция (часть той же выставки), устроенная на реке Хуангпу, состоит из корабля и фигур 99 животных, выполненных в натуральную величину. Инсталляция была создана под впечатлением художника от инциндента 2013 года, когда на реке Хуангпу были обнаружены плывущие 16 000 туш свиней. Кстати, проект Цая Гоцяна -— вовсе не таксидермическое шоу: фигуры изготовлены в студии по особым технологиям.
Фото: artblart.files.wordpress.com
13. Инсталляция «Наследие» (Gallery of Modern Art, город Брисбен, 2013, фото выше), напротив, навеяна идиллическими видами островов Квинсленда (Австралия), которые называют «последним раем на Земле». Мирное соседство диких и домашних животных, даже доисторических, присутствия человека не предусматривает, разве что в качестве опытного образца. Публика, однако, шла потоком: выставка, состоящая из двух инсталляций, включая «Head On», за период проведения с ноября 2013 по май 2014 года принесла местной экономике штата более 14,5 млн долларов.
Фото: www.ibtimes.co.uk
14. В 2011 году персональная выставка художника под названием «Цай Гоцян — 1040 метров под землей» прошла в арт-фонде «Изоляция. Платформа культурных инициатив» (Донецк).
Обе представленные на выставке масштабные инсталляции в течение двух недель создавались здесь же, на месте. «Колыбельные» с качающимися вагонетками из шахт наполнены вещественными памятками советской эпохи вроде кубков и горнов из заводского Дома культуры: вот так игрушки для «младенцев» — проекторов, транслирующими советские фильмы!

Вторая инсталляция под названием «Портреты на плечах» также не обошлись без напоминания о коммунистической эпохе. Огромные пороховые портреты горняков помещены в таких же рамах, в которых когда-то на парадах носили портреты вождей. На полу — соль и уголь. Мастер провел немало времени в шахте среди горняков, чтобы создать пороховые портреты 27 шахтеров. На видео мы видим, в частности, процесс подготовки проекта — чуть ли не самую интересную часть действа. В нем приняли участие полторы сотни человек, включая 18 местных художников, рисовавших эскизы портретов и готовивших по ним трафареты. У мастера наготове 11 видов пороха, он посыпает смесями заготовки и поджигает их, волонтеры готовы тушить очаги возгорания. Цай Гоцян считает, что энергия, которую уловили портреты, родственна той, с помощью которой шахтеры добывают уголь.
Фото: theredlist.com
15. «Крестьяне Да Винчи» («Peasant da Vincis», 2015).
Инсталляция представляет самодельные машины и механизмы, которые собрали провинциальные китайские мастера-изобретатели. Цай с 2004 по 2010 год ездил по девяти провинциям Китая, знакомился с мечтателями, вникая в детали их проектов и делая интервью. Проект был показан в Музее науки и технологии Леонардо да Винчи в 2015 году.

Золотой сезон Цая Гоцяна: проекты, которые стартуют осенью 2017 года

Филадельфия (США)
«Светлячки» («Fireflies») — так называется нНовый проект, который мастер подготовил в Филадельфии (США). Это напоминание о детстве художника и Фестивале Огней, традиционном празднике в Китае: по бульвару от Филадельфийского музея искусств с 14 сентября до 8 октября 2017 года будет ездить необычный транспорт, украшенный светящимися фонариками различной формы. По вечерам освоить его может любой желающий.
Мадрид (Испания)
Фото: www.museodelprado.es
Директор музея Прадо Мигель Сугаса, в декабре 2016 года объявивший о своем уходе после 15 лет работы в этой должности, организует финальную для него выставку в этом музее: шоу Цая Гоцяня. Выставка под названием «Дух живописи» будет проходить с 25 октября 2017 года до 4 марта 2018 года.

Экспонаты создаются на месте в сентябре: они посвящаются старинному дворцу Буэн Ретиро «и его особенной связью с великими маэстро музея Прадо». Упоминается и о том, что китайского художника особо впечатляют сияющие мистическим светом работы Эль Греко, а кульминацией действа послужит создание 25 октября 2017 года на глазах у публики 18-метровой работы «Дух живописи». Сообщается, что в работе будут участвовать специалисты по фейерверкам: огненное шоу гарантировано.
Москва (Россия)
Выставка «Цай Гоцань. Октябрь» пройдет в ГМИИ им. Пушкина
с 13 сентября по 12 ноября 2017 года.
С 14 июня по 5 сентября 2017 года москвичи отдавали детские коляски и кроватки для создания инсталляции Цая Гоцяна «Осень». Огромная гора «из березок, прорастающих из сотен детских колыбелек и колясок… создает совершенно новое визуальное впечатление, которое чем-то напоминает знаменитую сцену из фильма „Броненосец „Потёмкин““… Поскольку главная идея проекта — „человеческое измерение“ истории, память народа о его корнях, Цай Гоцян разыскивает для своего проекта коляски и кроватки „с историей“, в которых выросли дети…» — сообщается на сайте ГМИИ им. Пушкина. О том, насколько оригинально видение и представление «мастером взрывов» эпохального события столетней давности — революции 1917 года, — можно судить даже по его речи в видеоролике.

Грандиозный выставочный замысел в Пушкинском музее художник осуществляет с помощью своих «фирменных» методов: уже традиционно готовятся «пороховые» картины, в проекте участвуют помощники-добровольцы. О работе под названием «Река» мы упоминали выше, также специально к выставке создается каллиграфия на шелке с помощью пороха, работа «Звук» (строка из «Интернационала» будет располагаться на потолке выставочного зала). Композиция «Сад» предстанет в цвете: образы с плакатов советской эпохи будут расположены на ярком поле среди маков и гвоздик, созданных цветной «пороховой живописью».
Так выглядит цветная пороховая картина Цая Гоцаня «Небесный комплекс номер один» («Heaven Complex No. 1»), созданная в 2017 году. Фото: Wen-you Cai, Cai Studio
..Под одним из анонсов выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина появился новый комментарий: «Цай Гоцян очень крут! Все носятся с Ай Вэйвэем, как с писаной торбой, а про Цая мало кто знает. Здорово, что состоится его выставка!». Что ж, отдавая должное и упомянутому соотечественнику и коллеге Цая, соглашаемся с вердиктом: действительно, здорово.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Подготовлено материалам официального сайта художника, блога его студии, сайта ГМИИ им. Пушкина и пресс-релизам музея, другим открытым источникам.
Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP