Предыдущие рентгеновские сканирования показали, что для «Голубого мальчика» художник взял уже использованный холст, на котором начал писать мужской портрет . Эксперты надеются, что новые технологии позволят им больше узнать об этом забытом образе.
Интересные факты
Томас Гейнсборо (1727 — 1788) был одним из самых именитых живописцев своего времени. Хотя сам художник предпочитал писать пейзажи, свою славу снискал как создатель стильных портретов британской элиты. Считается, что для «Голубого мальчика» ему позировал Джонатан Баттолл, первый владелец картины. Тем не менее, личность изображённого на портрете юноши окончательно не определена.
Возможно, Гейнсборо избрал того же натурщика и для портрета «Голубой паж», который в январе 2016 года был продан на аукционе Sotheby’s за 3,3 млн долларов.
Слева: Томас Гейнсборо, «Автопортрет с женой Маргарет и старшей дочерью Мэри» (1751). Национальная галерея, Лондон
«Голубой мальчик» впервые был выставлен в Королевской академии в 1770 году под названием «Портрет молодого джентльмена» и получил высокую оценку. Нынешнее неофициальное название закрепилось за работой к 1798 году.
Американский железнодорожный магнат Генри Хантингтон (фото слева: Wikipedia) купил «Голубого мальчика» в 1921 году при посредничестве арт-дилера Джозефа Дювена. Тот устроил настоящее маркетинговое шоу — наподобие тех, что окружают нынешние блокбастеры — перед переездом картины из Англии в Калифорнию. Работа была выставлена в Национальной галерее в Лондоне, где посмотреть на неё пришли 90 тысяч человек. Так портрет стал иконой. Директор музея написал «au revoir» (до свидания, — фр.) на обратной стороне полотна в надежде, что оно вернётся. Однако шедевр больше не покидал усадьбу Хантингтона.
Реакция британцев на отъезд произведения могла быть связана со свежей памятью о Первой мировой войне, в которой погибли миллионы парней. Менее чем за год до продажи картины Гейнсборо в стране повсеместно прошли символические похороны «Неизвестного солдата». И молодой красивый «Голубой мальчик» в сознании нации вполне мог стать ещё одним символом невыразимой потери.