• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Илья и Эмилия Кабаковы в Париже: концептуальная утопия с вкраплениями гламура

Мне нравится4  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
До 22 июня в рамках проекта Monumenta в парижском культурно-выставочном центре Гранд-Пале экспонируется проект «Странный город» супругов Кабаковых. До них воплотить свои видения в этом арт-пространстве приглашали Ансельма Кифера, Ричарда Серра, Аниша Капура, так что стоит оценить масштаб события! И навестить «Странный город». Путаные лабиринты с экспонатами, похожими на реквизит для фантастического фильма. Цветовой орган по мотивам Скрябина под куполом, воздушно-световые врата, крутые лестницы, ведущие то ли в никуда, то ли к истине… Тут есть на что посмотреть и о чем подумать. Выставку уже оценили модель Наталья Водянова и писатель Фредерик Бегбедер. Даже Густав Климт на ней побывал!

Маленький человек в поисках большой утопии

Эмилия Кабакова — она в семье отвечает за коммуникацию с общественностью и разъяснение содержания содеянного совместно с мужем на ниве искусства, — называет «Странный город» фантастическим местом коллективного воображения, где удобно поразмыслить о настоящем и будущем, о высоких материях искусства и банальных нюансах повседневности. «Мы хотели дать зрителям возможность замедлить темп жизни и обратиться к эмоциям, чувствам и воспоминаниям», — говорит она.

Общаться с прессой и арт-тусовкой Эмилия Кабакова вынуждена еще и потому, что ее супруг слег с недомоганием прямо накануне открытия выставки. В этом году Илье Кабакову исполнится 81 год — нешуточный возраст для создателя такого эпичного проекта!
Илья Иосифович Кабаков. Жук
СПРАВКА АРТХИВА
Илья и Эмилия Кабаковы родом из украинского Днепропетровска, с конца 80-х живут в США, но и при этом считаются самыми дорогими российскими художниками: на лондонском аукционе Phillips de Pury картина «Жук» в 2008-м была продана на 5,8 млн. долларов, а «Номер люкс» двумя годами ранее — за 4,1. млн. Картина «Жук» — образец московского концептуализма. Она написана 1982 году на фанере. Поверх живописного майского жука начертано стихотвореньице:
Я в траве нашел жука.
Черный жук, блестящий.
Для коллекции моей
самый подходящий.
Вырывается мой жук,
прыгает, стрекочет.
Он в коллекцию мою
попадать не хочет.
Похоже на иллюстрацию в детской книжке — что неудивительно: живя в СССР, Кабаков зарабатывал преимущественно иллюстрированием детской литературы.
Возвращаемся в «Странный город». Что же настраивает его гостей на медитативный лад?

Проект Кабаковых расположился в восьми залах. «Пустой музей», «Манас», «Центр космической энергии», «Как встретить ангела?», «Двери» — это названия фантастических и, очевидно, многозначительных сооружений, которые встречаются тем, кто пустился в путешествие по лабиринтам выставки. В просторных помещениях и на фоне масштабных арт-объектов зрители выглядят крошечными и беспомощными, превращаясь таким образом в часть экспозиции и демонстрируя тщетную суету бытия на фоне чего-то большого и таинственного. Человек — безусловно, маленький. Но у него есть великие стремления и мечты (встретить ангела!), а, может, даже и серьезное предназначение.
Есть еще залы-инсталляции «Белая капелла» и «Темная капелла»: в первом картины чередуются с блестящими белыми плоскостями, во втором представлены плотна-исполины на черном фоне — чтобы рассмотреть некоторые из них, придется повертеть головой.
Город-утопия Кабаковых образно рассказывает о стремлениях и исканиях человека пытливого. О вопросах, ответы на которые он ищет за пределами реального, осязаемого мира. О метафизичности бытия. И все это излагается не с помощью слов. И даже не с помощью изображений, которых тут хватает. А с помощью чувств, вызываемых арт-объектами у зрителя и заложенных в эти объекты авторами. Так трактует выставку Кабаковых ее куратор Жан-Юбер Мартен.
Вообще, изначально название проекта и было «Утопический город», но, по словам Эмилии Кабаковой, слово «утопия» слишком примелькалось, да и идея себя изжила: после развала Советского Союза на волне эйфории казалось, что «идеальная модель» гармоничного Города-утопии может быть реальна. Но реализовать ее не получилось… Что ж, зато можно продолжать мечтать и строить «Странный город» — утопию хотя бы в искусстве. Такова идея Кабаковых.
СПРАВКА АРТХИВА

Monumenta — выставка современного искусства, которая проводится ежегодно в парижском культурном центре Гранд-Пале (Grand Palais). Всякий раз в Большом Дворце хозяйничает один художник, среди тех, кому оказали такую честь, уже были Ансельм Кифер, Ричард Серра, Аниш Капур. Творческий дуэт под сводами дворца устроил выставку в рамках «Монументы» впервые.
Выставочные пространства Гранд-Пале огромны: площадью — 13, 5 тыс. кв. метров, высота под куполом достигает 35 метров. Так что для создания инсталляций в рамках проекта Monumenta приглашают не просто больших художников, но тех, кто не скромничает с размерами своих работ. Ожидать в Гранд- Пале экспозиции подкованных блох вряд ли стоит.

Благотворительность и светская тусовка на выставке

В рамках выставки прошел гала-ужин и благотворительный аукцион, на котором собрали 1,3 миллиона евро. Его посетила вся московская тусовка, включая подругу Романа Абрамовича и хозяйку арт-пространства «Гараж» Дашу Жукову (на фото внизу она с Эмилией Кабаковой); модель Наталью Водянову с бойфрендом и отцом ее четвертого ребенка Антуаном Арно; писателя Фредерика Бегбедера, который, кажется, во Франции времени проводит меньше, чем в России.
Кроме рисунков и набросков Ильи Кабакова, на аукционе были представлены и другие лоты: личная фотосессия от Паоло Роверси, которого называют Рафаэлем в мире фотографии; возможность прожить день в Большом театре; ювелирные украшения. Вырученные средства пойдут в фонд Наталья Водяновой «Обнаженные сердца», помогающий больным детям, и на дальнейшее развитие проекта Monumenta.

А где же заявленный в самом начале Густав Климт, спросите вы. Да вот же он — и не один, а со спутницей. Узнаете?
В платье с «Подсолнухом» Климта «Странный город» Кабаковых посетила Коко Брандолини, итальянская аристократка, модница и светская львица. Должно быть, от этого в нем стало еще солнечнее.

Фото: purple.fr, theguardian.co, tatler.ru
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится4  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: