Регистрация

Копия картины Тинторетто оказалась ученической работой Сезанна

Мне нравится4       0  
Специалисты Музея искусств Маскарель (США) небезосновательно считают, что копия картины Якопо Тинторетто «Чудо святого Марка» из музейной коллекции была создана Полем Сезанном. Среди аргументов — сходство персонажа картины с родственником французского постимпрессиониста и уникальность краски.
Данная выдающаяся копия и результаты ее исследования — часть небольшой, однако весьма интересной выставки «Искусство и наука оценки», которая проходит в Музее искусств Маскарель (Muscarelle Museum of Art, Вильямсбург, Вирджиния, США) до 13 августа 2017 года. Дело в том, что представленные шесть работ знаменитых художников — таких, как Аньоло Бронзино, Аннибеле Каррачи, Гвидо Рени, Питера Пауля Рубенса, Питера Лели — музей смог приобрести лишь потому, что они не были правильно идентифицированы предыдущими владельцами и, соответственно, оценены ниже их истинной рыночной стоимости.

Реплику Тинторетто на аукционе Dorotheum (Вена) в 2013 году приписывали неизвестному мастеру. «Увидев ее, я подумал, что это Сезанн в период его ранних поисков в конце 1860-х», — говорит главный куратор музея Джон Спайк (John Spike), один из признанных мировых экспертов по творчеству старых мастеров. Он сообщил об этом директору музея Аарону де Грофту (Aaron De Groft) и, вместе взглянув на работу, они пришли к выводу, что та принадлежит кисти Сезанна.

Итальянский художник эпохи Ренессанса Якопо Тинторетто создал масштабное полотно «Чудо святого Марка» (415×541 см) в 1548 году по заказу Скуолы Гранде ди Сан-Марко, процветающего в то время объединения торговцев специями. В основе сюжета — предание об александрийском рабе, который вопреки запрету посещал могилу святого: язычники собирались подвергнуть раба пытке, однако чудесное явление Св. Марка остановило их. Эта работа принесла первый громкий успех 30-летнему мастеру. В настоящее время картина находится в Галерее Академии (Gallerie dell’Accademia, Венеция).
Сезанн в Венеции не был и оригинальных полотен Тинторетто там не видел, однако он был большим поклонником работ мастера и отлично знал знаменитую работу. О картине «Чудо Св. Марка» Поль Сезанн говорит в интервью, опубликованном его другом Иоакимом Гаске (Joachim Gasquet) в 1921 году. Таково косвенное свидетельство в пользу новой атрибуции полотна музейщиками.

Копия отличается от оригинала гораздо меньшим размером полотна и расхождениями в ряде живописных элементов. Аргументируя свою версию, специалисты отмечают такие присущие работам Сезанна того периода черты, как манеру изображения носов, затемненные области глаз и утолщенные шеи. «Вам нужно знать его работы того периода, конца 1860-х, и знать, как развивался художник в течение всей своей карьеры. Не существует одного Сезанна — можно говорить о четырех Сезаннах, если не о шести», — говорит Спайк.

Работа Сезанна в экспозиции выставки. Источник фото: wtkr.com

Исследователи обращают внимание на весьма интересную деталь: лицо главного героя картины, не слишком прорисованное Тинторетто, в копии имеет сходство с реальным персонажем — дядюшкой Домиником, которого Сезанн писал в тот период.

Сезанн за короткое время в 1866 — 1867 годах создал около десятка портретов своего дяди Доминика Обера (иллюстрации ниже). Тот оказался превосходным натурщиком и безропотно примерял наряды и головные уборы по просьбе художника.

Поль Сезанн. Дядя Доминик
Поль Сезанн
1867, 80×65 см
Поль Сезанн. Дядя Доминик (Адвокат)
Поль Сезанн
1866, 62×52 см
Поль Сезанн. Портрет дяди Доминика в монашеском облачении
Еще одним приятным сюрпризом для исследователей стало обнаружение в образце красочного слоя следы пигмента под названием «мовеин».
Для понимания важности этого момента вспомним исторические факты. В 1856 году, пытаясь синтезировать хинин — дорогое натуральное вещество, необходимое для лечения малярии, — выдающийся английский химик Уильям Перкин в 18-летнем возрасте случайно получил красновато-фиолетовое вещество, прославившееся как первый в истории промышленный синтетический краситель (и второй в истории после открытия фуксина анилиновый краситель). Краску назвали «мовеин» (от франц. mauve — мальва, из-за сходства окраски) и наладили ее промышленное производство. Перкин разбогател, краска и сам цвет были невероятно модными — ему отдавали должные как аристократы во главе с королевой Викторией, так и представители низов. Художники тоже не остались в стороне. Однако триумф длился недолго: пигмент оказался не слишком стойким, со временем он обесцвечивался. В итоге мовеин производили лишь с 1856 по 1869 год — Сезанну было соответственно 17 и 30 лет, и в этот период он копировал работы старых мастеров.
Наличие пигмента в связи с атрибуцией купленного музеем полотна специалисты посчитали еще одним весомым аргументов в пользу авторства Сезанна.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам artdaily.com, титульная иллюстрация — копия Тинторетто (предположительно, авторства Поля Сезанна), на выставке. Источник — artdaily.com.
Художники, упоминаемые в статье
Поль Сезанн
Биография • Работы
Якопо Тинторетто
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP