Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В лондонском музее Виктории и Альберта открылся грандиозный выставочный проект«Pink Floyd: их бренные останки», посвященный творчеству культовой британской рок-группы. Экспонаты от музыкальных рукописей и сценического оборудования,дизайн,музыка,арт-составляющая,интерактив… Что можно увидеть в экспозиции,кроме Стены,летающей свиньи Альги и гигантского учителя-диктатора? Отправляемся на «Темную сторону Луны» в Лондон.
Весной 1967 года вышел первый официальный сингл группы Pink Floyd под названием«Arnold Layne», — с этого момента начался отсчет новой эры в мировой культуре,причем не только музыкальной. Синтез музыкально-звуковых находок и визуального искусства покорил мировую аудиторию в 70-е и продолжает влиять на умы и чувства поколений в XXI веке
Если вы при виде иллюстрации со стеклянной призмой и преломляющимся лучом думаете не о физике,а о музыке,а в ответ на слово«Стена» добавляете«Алан Паркер» — вам сюда,на выставку«Pink Floyd: их бренные останки». Составьте компанию легендарным музыкантам,уже посетивших выставку — участникам Pink Floyd и их коллегам из Led Zeppelin,Queen,Blur,Duran Duranи не только.
В экспозиции,открывшейся 13 мая в Лондоне,представляют не просто около 350 экспонатов. Конечно,собранные вместе в таком количестве раритеты более чем интересны: музыкальные инструменты,рукописные страницы текстов,наброски обложек и их финальные версии,известные любому рок-фану планеты,фото- и видеоматериалы,газетные и журнальные публикации… Однако в этой экспозиции каждая страница истории группы — веха в развитии рок-музыки, — представляет собой не только продуманно расположенное собрание предметов: делается расчет на все органы чувств зрителя-путешественника.
Голографическая призма из оформления обложки альбома«Dark Side Of The Moon», реальный автобус,в котором колесили музыканты Pink Floyd на заре карьеры,технические устройства(одно — для обеспечения квадрофонического звука), подлинные сценические«гравицапы» для создания«спецэффетов»… На выставке с избытком хватает и реальных раритетов,и воспроизведенных объектов,и виртуальных презентаций. Здесь можно поработать в студии,поучить гитарные партии хитов Флойда,встретиться с участником группы — Ником Мейсоном.
Меломаны путешествуют по залам альбомов«The Wall», «Animals», «The Dark Side of the Moon»(его обложка — лейтмотив и афиша выставки), «The Division Bell»… И,конечно,погружаются в мир сюрреалистических образов дизайнера Сторма Торгерсона и студии Hipgnosis(на их счету — львиная доля оформительской работы для группы), а также художника Джеральда Скарфа,воплотившего идеи и образы альбома«Стена». Организаторы не забыли и о художественном творчестве музыканта Сида Баррета. Приводим в публикации один из фоторепортажей(Getty Images) с выставки.
«Hey,Teacher,leave those kids alone!»: учитель — диктатор(персонаж альбома The Wall) и модель электростанции Баттерси(над ней на обложке альбома«Animals» парила надувная свинья).
Куратором выставки выступил Обри Пауэлл — главный соратник Сторма Торгерсона по дизайнерской студии Hipgnosis. На подготовку экспозиции ушло три года
Delicate Sound of Thunder Pink Floyd
Позволим себе отступление: на приведенном фото выше обратите внимание на оформление барабанной установки. Узнали работу Хокусаи? А ранняя афиша концерта группы неизвестного автора(иллюстрация ниже) словно создана по мотивам работ Эрте и Бакста — сравните! Это неудивительно: в 70-е эстетика хиппи черпала вдохновение в «старом добром» модерне.
На видео ниже Ник Мэйсон(барабанщик группы) рассказал о том,почему лично ему понравилась подача истории Pink Floyd в музее Виктории и Альберта,а Обри Пауэлл поведал историю создания одной из известнейших обложек альбома группы.
Еще одна история — на странице выставки. Для обложки альбома«The Dark Side of the Moon»(1973) музыканты попросили Торгерсона и Пауэлла забыть о сюрреалистических экспериментах и придумать что-то простое,некий символ. Удрученные беседой с заказчиками,друзья вернулись в студию и Обри рассеянно листал учебник физики. Там была фотоиллюстрация со стеклянным пресс-папье,увидев которую,Сторм воскликнул: «Вот именно!»
Фото: Сторм Торгерсон и знаменитая обложка. Фото Rupert Truman,StormStudios — StormStudios and Roddy Bogawa
Сторм Торгерсон(Storm Thorgerson; 1944 — 2013) — британский фотограф,дизайнер,кинематографист,на счету которого — большинство обложек группы(Сторма называли«шестым членом группы»). Юный Сторм учился в Кембриджширской высшей школе для мальчиков,где также в то время учились будущие«Флойдовцы» Роджер Уотерс и Сид Барретт. Ну,а Дэвид Гилмор познакомился с компанией там же,в Кембридже — он учился в школе,расположенной на той же улице,что и учебное заведение новых друзей. В 1968 г. Сторм Торгерсон основал дизайн-студию Hipgnosis,и вместе с соратником Обри Пауэллом трудился над реализацией визуальных проектов для рок-музыкантов(Led Zeppelin,10cc,The Alan Parsons Project,Pater Gabriel,Scorpions,The Mars Volta,Muse,и других). В 1983 г. студия распалась,но Торгерсон продолжал оформлять обложки для альбомов музыкантов.
На выставке,посвященной истории Pink Floyd,знаменитые работы Сторма и студии занимают отдельное пространство и в целом служат лейтмотивом выставки. Имеется там и призма — в виде голограммы, — и две огромные маски-статуи,которые некогда позировали в чистом поле для обложки альбома«The Division Bell»… Ниже — видеоработа Hipgnosis для песни из этого альбома.
Джеральд Скарф(Gerald Anthony Scarfe; род. в 1936 г.) присутствовал на открытии выставки«Pink Floyd: их бренные останки». Удивительно,что всего один альбом чуть ли не уравновешивает всю остальную визуальную составляющую цельного явления Pink Floyd. Что ж,на счету именно этого художника — карикатуриста — работа к альбому«Стена» — одному из самых культовых в истории рока и абсолютному бестселлеру. Фото Micha Theiner,independent.co.uk
Роджер Уотерс и Ник Мейсон обратились к Скарфу по поводу оформления альбома,увидев как-то по телевизору остросоциальный анимированный фильм,в котором было представлено своеобразное видение художником Америки. В итоге Скарф создал для группы внушительную галерею запоминающихся образов,и учитель-диктатор,кричащая маска на стене,марширующие молотки заняли свое место среди других символов творчества группы. Эти же персонажи и объекты — также и в фильме режиссера Алана Паркера по сценарию Роджера Уотерса«Стена».
К слову,в апреле 2017 г. работы карикатуриста(тушь,акварель) продавали на Sotheby’s в Лондоне,и рисунок с изображением учителя-диктатора(илл. выше слева) ушел с молотка за 22,5 тыс. фунтов.
Из будущих событий,связанных с выставкой — мероприятие 16 июня 2017 года: музейщики устраивают встречу публики с художником.
Из пятерых музыкантов-участников Pink Floyd двое уже ушли в космические дали. Ну,а оставшиеся трое отдают должное и выставке их честь,в честь группы. На предварительном показе для прессы присутствовал Ник Мейсон,он же ранее опубликовал в соцсетях свое фото на фоне музея,над которым в полет запустили«супермодель» — свинью(воистину«улетный» анонс выставки). Также вместе с Роджером Уотерсом эти двое«Флойдовцев» дали пресс-конференцию, ну,а Дэвида Гилмора заметили среди посетителей выставки(больше фото — на странице выставки в фейсбуке)
Часть экспозиции,посвященная музыканту,поэту,художнику,идеологу психоделии Сиду Баррету — одному из основателей Pink Floyd,покинувшему группу в 1968 г. из-за проблем с ЛСД.
Выставка«Pink Floyd: их бренные останки» в лондонском музее Виктории и Альберта будет работать до 1 октября 2017 года
Напомним,что ретроспективная экспозиция,посвященная ушедшему не так давно в иные миры«Звездному Страннику» Дэвиду Боуи, поставила рекорд посещения выставок в музее Виктории и Альберта. 312 тысяч посететелей в Лондоне,и еще сотни тысяч — в других городах мира от Парижа до Мельбурна. Города и даты турне выставки«Pink Floyd: их бренные останки» пока не объявлены,однако можно надеяться на те же локации(Париж,Барселона,Чикаго,Токио и не только).
Публикация подготовлена по информации официального сайта музея и страницы в фейсбуке(включая иллюстрации и фотоматериалы), а также по материалам упомянутых выше источников(ссылки кликабельны)