Sign up

Выставка в честь 50-летия Pink Floyd начала свое шествие с музея Виктории и Альберта

I like8 
В лондонском музее Виктории и Альберта открылся грандиозный выставочный проект «Pink Floyd: их бренные останки», посвященный творчеству культовой британской рок-группы. Экспонаты от музыкальных рукописей и сценического оборудования, дизайн, музыка, арт-составляющая, интерактив… Что можно увидеть в экспозиции, кроме Стены, летающей свиньи Альги и гигантского учителя-диктатора? Отправляемся на «Темную сторону Луны» в Лондон.
Весной 1967 года вышел первый официальный сингл группы Pink Floyd под названием «Arnold Layne», — с этого момента начался отсчет новой эры в мировой культуре, причем не только музыкальной. Синтез музыкально-звуковых находок и визуального искусства покорил мировую аудиторию в 70-е и продолжает влиять на умы и чувства поколений в XXI веке
Если вы при виде иллюстрации со стеклянной призмой и преломляющимся лучом думаете не о физике, а о музыке, а в ответ на слово «Стена» добавляете «Алан Паркер» — вам сюда, на выставку «Pink Floyd: их бренные останки». Составьте компанию легендарным музыкантам, уже посетивших выставку — участникам Pink Floyd и их коллегам из Led Zeppelin, Queen, Blur, Duran Duranи не только.

В экспозиции, открывшейся 13 мая в Лондоне, представляют не просто около 350 экспонатов. Конечно, собранные вместе в таком количестве раритеты более чем интересны: музыкальные инструменты, рукописные страницы текстов, наброски обложек и их финальные версии, известные любому рок-фану планеты, фото- и видеоматериалы, газетные и журнальные публикации… Однако в этой экспозиции каждая страница истории группы — веха в развитии рок-музыки, — представляет собой не только продуманно расположенное собрание предметов: делается расчет на все органы чувств зрителя-путешественника.
Голографическая призма из оформления обложки альбома «Dark Side Of The Moon», реальный автобус, в котором колесили музыканты Pink Floyd на заре карьеры, технические устройства (одно — для обеспечения квадрофонического звука), подлинные сценические «гравицапы» для создания «спецэффетов»… На выставке с избытком хватает и реальных раритетов, и воспроизведенных объектов, и виртуальных презентаций. Здесь можно поработать в студии, поучить гитарные партии хитов Флойда, встретиться с участником группы — Ником Мейсоном.
Меломаны путешествуют по залам альбомов «The Wall», «Animals», «The Dark Side of the Moon» (его обложка — лейтмотив и афиша выставки), «The Division Bell»… И, конечно, погружаются в мир сюрреалистических образов дизайнера Сторма Торгерсона и студии Hipgnosis (на их счету — львиная доля оформительской работы для группы), а также художника Джеральда Скарфа, воплотившего идеи и образы альбома «Стена». Организаторы не забыли и о художественном творчестве музыканта Сида Баррета. Приводим в публикации один из фоторепортажей (Getty Images) с выставки.
«Hey, Teacher, leave those kids alone!»: учитель — диктатор (персонаж альбома The Wall) и модель электростанции Баттерси (над ней на обложке альбома «Animals» парила надувная свинья).
Куратором выставки выступил Обри Пауэлл — главный соратник Сторма Торгерсона по дизайнерской студии Hipgnosis. На подготовку экспозиции ушло три года
Delicate Sound of Thunder Pink Floyd
Позволим себе отступление: на приведенном фото выше обратите внимание на оформление барабанной установки. Узнали работу Хокусаи? А ранняя афиша концерта группы неизвестного автора (иллюстрация ниже) словно создана по мотивам работ Эрте и Бакста — сравните! Это неудивительно: в 70-е эстетика хиппи черпала вдохновение в «старом добром» модерне.
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Эскиз костюма беотийских девушек к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс"
На видео ниже Ник Мэйсон (барабанщик группы) рассказал о том, почему лично ему понравилась подача истории Pink Floyd в музее Виктории и Альберта, а Обри Пауэлл поведал историю создания одной из известнейших обложек альбома группы.

Еще одна история — на странице выставки. Для обложки альбома «The Dark Side of the Moon» (1973) музыканты попросили Торгерсона и Пауэлла забыть о сюрреалистических экспериментах и придумать что-то простое, некий символ. Удрученные беседой с заказчиками, друзья вернулись в студию и Обри рассеянно листал учебник физики. Там была фотоиллюстрация со стеклянным пресс-папье, увидев которую, Сторм воскликнул: «Вот именно!»

Фото: Сторм Торгерсон и знаменитая обложка. Фото Rupert Truman, StormStudios — StormStudios and Roddy Bogawa

Сторм Торгерсон (Storm Thorgerson; 1944 — 2013) — британский фотограф, дизайнер, кинематографист, на счету которого — большинство обложек группы (Сторма называли «шестым членом группы»). Юный Сторм учился в Кембриджширской высшей школе для мальчиков, где также в то время учились будущие «Флойдовцы» Роджер Уотерс и Сид Барретт. Ну, а Дэвид Гилмор познакомился с компанией там же, в Кембридже — он учился в школе, расположенной на той же улице, что и учебное заведение новых друзей. В 1968 г. Сторм Торгерсон основал дизайн-студию Hipgnosis, и вместе с соратником Обри Пауэллом трудился над реализацией визуальных проектов для рок-музыкантов (Led Zeppelin, 10cc, The Alan Parsons Project, Pater Gabriel, Scorpions, The Mars Volta, Muse, и других). В 1983 г. студия распалась, но Торгерсон продолжал оформлять обложки для альбомов музыкантов.
На выставке, посвященной истории Pink Floyd, знаменитые работы Сторма и студии занимают отдельное пространство и в целом служат лейтмотивом выставки. Имеется там и призма — в виде голограммы, — и две огромные маски-статуи, которые некогда позировали в чистом поле для обложки альбома «The Division Bell»… Ниже — видеоработа Hipgnosis для песни из этого альбома.

Джеральд Скарф (Gerald Anthony Scarfe; род. в 1936 г.) присутствовал на открытии выставки «Pink Floyd: их бренные останки». Удивительно, что всего один альбом чуть ли не уравновешивает всю остальную визуальную составляющую цельного явления Pink Floyd. Что ж, на счету именно этого художника — карикатуриста — работа к альбому «Стена» — одному из самых культовых в истории рока и абсолютному бестселлеру.

Фото Micha Theiner, independent.co.uk

Роджер Уотерс и Ник Мейсон обратились к Скарфу по поводу оформления альбома, увидев как-то по телевизору остросоциальный анимированный фильм, в котором было представлено своеобразное видение художником Америки. В итоге Скарф создал для группы внушительную галерею запоминающихся образов, и учитель-диктатор, кричащая маска на стене, марширующие молотки заняли свое место среди других символов творчества группы. Эти же персонажи и объекты — также и в фильме режиссера Алана Паркера по сценарию Роджера Уотерса «Стена».
К слову, в апреле 2017 г. работы карикатуриста (тушь, акварель) продавали на Sotheby’s в Лондоне, и рисунок с изображением учителя-диктатора (илл. выше слева) ушел с молотка за 22,5 тыс. фунтов.

Из будущих событий, связанных с выставкой — мероприятие 16 июня 2017 года: музейщики устраивают встречу публики с художником.
Из пятерых музыкантов-участников Pink Floyd двое уже ушли в космические дали. Ну, а оставшиеся трое отдают должное и выставке их честь, в честь группы. На предварительном показе для прессы присутствовал Ник Мейсон, он же ранее опубликовал в соцсетях свое фото на фоне музея, над которым в полет запустили «супермодель» — свинью (воистину «улетный» анонс выставки). Также вместе с Роджером Уотерсом эти двое «Флойдовцев» дали пресс-конференцию, ну, а Дэвида Гилмора заметили среди посетителей выставки (больше фото — на странице выставки в фейсбуке)

Часть экспозиции, посвященная музыканту, поэту, художнику, идеологу психоделии Сиду Баррету — одному из основателей Pink Floyd, покинувшему группу в 1968 г. из-за проблем с ЛСД.

Выставка «Pink Floyd: их бренные останки» в лондонском музее Виктории и Альберта будет работать до 1 октября 2017 года
Напомним, что ретроспективная экспозиция, посвященная ушедшему не так давно в иные миры «Звездному Страннику» Дэвиду Боуи, поставила рекорд посещения выставок в музее Виктории и Альберта. 312 тысяч посететелей в Лондоне, и еще сотни тысяч — в других городах мира от Парижа до Мельбурна. Города и даты турне выставки «Pink Floyd: их бренные останки» пока не объявлены, однако можно надеяться на те же локации (Париж, Барселона, Чикаго, Токио и не только).
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Публикация подготовлена по информации официального сайта музея и страницы в фейсбуке (включая иллюстрации и фотоматериалы), а также по материалам упомянутых выше источников (ссылки кликабельны)

I like8 
 Comments
To post comments log in or sign up.