Регистрация

Среди проектов 57-й Венецианской биеннале - работы праправнучки Дарвина плюс ведьмы, тролли и Ленин в кубе

Мне нравится1       0  
13 мая 2017 года начинает свою работу 57я Венецианская биеннале — известнейший международный форум современного искусства. Его нынешнюю тему «Viva arte viva!» — «Да здравствует живое искусство!» — раскрывают 120 художников из 51 страны мира. Вспоминаем исторические факты, смотрим работы, представленные в Венеции в 1954 году (Мунк, Фрейд, Эрнст…) и рассказываем о нынешних арт-проектах биеннале.
Познакомившись с анонсами предстоящих мероприятий 57-й Венецианской биеннале, можно заключить: за несколько последних десятилетий выставка все больше стала напоминать гигантский интерактивный аттракцион эстетических наслаждений. Картины? Скульптуры? Похоже, время объектов прошло: акцент делается на действии и взаимодействии, причем не только художников и зрителей. Сами проекты зачастую являются социальными, в них вовлекают разные слои населения. Впрочем, участники оставляют также и простор фантазии.
Макс Эрнст. Око Безмолвия
Работа «Око безмолвия» Макса Эрнста была представлена в Венеции в 1954 году. С тех пор многое изменилось…
Что привлечет больше внимания в 2017-м: голая правда современности, мистификации, эпатаж, или реанимированные фрагменты истории в новом прочтении? Тролли, ведьмы, Парламент, Ленин в кубе, диалог с заключенными, мир как музыкальный инструмент… Интрига сохраняется
Во время проведения биеннале проходит выставка Дэмиена Херста.
Дэмиен Хёрст, «Гидра и Кали» (две версии) и «Гидра и Кали под водой (подводная фотография Кристофа Геригка)».
Фото: Prudence Cuming Associates © Damien Hirst and Science Ltd.
Праправнучка по отцовской линии Чарльза Дарвина представляет современное искусство Англии на биеннале в Венеции
Одна из работ Филлиды Барлоу (источик фото указан ниже)
Филлиде Барлоу (Phyllida Barlow) 72 года, она известный и титулованный скульптор, причем прославилась она, когда ей было за 60. В частности, в 2011 году она получила Aachen Art Prize с премией в 10 тыс. евро, а на фото ниже — виды ее шоу в Tate Modern (Лондон). Выставка гигантских инсталляций Барлоу представляет Британию в Венеции. Их называют «оригинальными видениями из воображаемого мира» скульптора, а также — «анти-монументальными» работами из-за того, что для создания своих ассамбляжей Филлида использует не мрамор и гранит, а обыденные вещи и материалы, от бросовых досок до полиэтиленовых пакетов.
«Процесс разрушения вещей, а потом их возобновление — этот постоянный цикл. Не столько в природе, а скорее через вмешательство человека. Разрушение домов, трагедия войны, крушение и последующая трансформация во что-либо иное. Большая идея нехватки статичности. Изменение вещей посредством неожиданных, ужасающих явлений вроде землетрясений или цунами. Но выглядит это невероятно красиво, хоть и является трагедией. Эстетика деструкции и упадка, но с потенциалом восстановления…» — сказала художница в своем интервью artukraine в преддверие участия в биеннале современного искусства Arsenale 2012 (Киев).

Фото ниже: работы Филлиды Барлоу разных лет. Как они будут представлены в Венеции?

Соединенные Штаты Америки

Национальный павильон США в нынешнем году представляет Марк Брэдфорд, 55-летний художник из Калифорнии. На биеннале Брэдфорд презентует публике проект Tomorrow is Another Day (Завтра — другой день), который расскажет о разорении, насилии, амбициях и вере в способность искусства привлечь человечество не только к дискуссиям, но также и к действиям.
Марк Брэдфорд, «Перестроить Южный Централ» © artsy.net
Сам Брэдфорд, известный исследованиями темы расовой дискриминации в США, в ходе работы Венецианской биеннале планирует работать с итальянскими заключенными, чтобы помочь им адаптироваться в обществе. Идея интригует многих, поскольку способы реализации этой социальной инициативы до начала выставки не оглашаются.
Экспозиция Марка Брэдфорда «Выжженная земля» (Scorched Earth) в музее Hammer, 2015
Несомненный хит Венеции в нынешнем сезоне, который проходит на фоне и во время биеннале — крупный сольный проект британца Дэмиена Хёрста «Сокровища с места крушения „Невероятного“». Экспозиция развернута в обоих дворцах фонда Пино — в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Это первый в истории случай, когда оба центра отдали пространства одному художнику. Экспонаты для выставки Хёрст создавал под покровом тайны в течение последнего десятилетия.

Огромные бронзовые богини-воительницы, мраморные бюсты и черепа циклопов, гробницы, загадочные таблицы, витрины со щитами, драгоценными украшениями и монетами… Среди материалов — малахит, золото, ляпис и нефрит… Фантастическое музейное собрание артефактов несуществующего древнего мира! Иллюстрированное описание выставки Хёрста — в нашем специальном материале.
Дэмиен Хёрст, «Каменный календарь». Фото: Miguel Medina / AFP / Getty Images

Дэмиен Хёрст. Статуя обезглавленного демона высотой в 16,5 метра заполняет атриум Палаццо Грасси

Это история!
Первая международная художественная выставка в Венеции состоялась в 1895 году и проходила в садах Джардини, где был построен павильон под названием «Про Арте» (Pro Arte). На ней были представлены работы художников из 16 стран, выставку посетили свыше 200 тысяч человек. Впоследствии выставка стала называться «Венецианская биеннале». Начиная с 1907 года в садах Джардини начали строить национальные павильоны разных государств, принимавших участие в Венецианской биеннале.
Афиша первой «Международной выставки современного искусства» в Венеции, 1895. Фото из открытых источников.

В разное время на биеннале в Венеции были представлены работы Густава Климта, Анри Матисса, Амедео Модильяни (его ретроспектива, устроенная в 1922 году, через два года после смерти художника, спровоцировала дебаты), Джорджио Де Кирико, Сальвадора Дали, Василия Кандинского, Джексона Поллока, Джеффа Кунса, Демиена Херста, Маурицио Кателлана.
Эдвард Мунк. Звездная ночь
Работа Эдварда Мунка «Звездная ночь» выставлялась на Венецианской биеннале 1954 года

Интерьер французского павильона Studio Venezia. Источник: veilhan.com

Франция

Музыка стала неотъемлемой частью современного арт-искусства — так считает французский художник, скульптор и дизайнер Ксавье Вейан, который представляет свою страну на 57-й Венецианской биеннале. По замыслу Вейана, павильон Франции станет студией звукозаписи, в которой ежедневно будут работать музыканты и звукорежиссеры со всего мира. Им предоставляется полная творческая свобода, и уже интересен результат этой деятельности.

Ксавье Вейан не только придумал Merzbau Musical — проект, который позаимствовал свое название у инсталляции немецкого дадаиста Курта Швиттерса, а еще и изобрел и создал несколько музыкальных инструментов — интрига, не правда ли? Проект после Венеции покажут в Буэнос-Айресе и Лиссабоне.
  • «Машина света» Ксавье Вейана (2016) - инсталляция для «Галери Лафайет», Париж.
  • Фото © Diane Arques © Veilhan / ADAGP

Канада

Джеффри Фармер (Geoffrey Farmer, на фото выше — его известный шедевр, инсталляция «Листья травы», представленная в Германии в 2013 г.) родился в 1967 году. Он стал известен благодаря своим скульптурным работам, составленным из книжных и журнальных иллюстраций, наклеенных на объемные конструкции. Показанный на фото выше проект составлен из вырезок журнала LIFE 1935 — 1985 годов. Работу называют «Гигантским дайджестом XX столетия». На фото ниже — еще один проект мастера.

Интересно, что для представления в павильоне Канады работ Фармера была объявлена кампания по сбору средств: $2 миллиона на сам проект, $5 миллионов — на обновление павильона, $15 миллионов — на поддержку будущих проектов Канады на Венецианской биеннале.
На фоне события.
Участникам и гостям Венецианской биеннале в этом году представится редкая возможность увидеть две картины мастера эпохи Возрождения Паоло Веронезе (1528 — 1588), которые ранее находились в отдалённой церкви на острове Мурано. Специалисты раскрыли их былое великолепие, устранив следы прежних неудачных реставраций. Подробный рассказ об этом читайте в нашей публикации
Паоло Веронезе. Святой Пётр посещает святую Агату в тюрьме

Это история!

…И современность. Работа Гала Вейнштейна 2011 года (Gal Weinstein, Fire Tires). Художник представляет Израиль на Венецианской биеннале в 2017-м.

Украина

Национальный павильон Украины представит известный харьковский фотограф Борис Михайлов и молодые украинские художники. В арт-проект Михайлова «Парламент» вошли работы фотографа, сделанные им с 2014 года по сегодняшний день: в центре внимания Михайлова — политические неурядицы и их влияние на современное общество. Помимо мэтра современного фотоискусства (альбом Бориса Михайлова «Незаконченная диссертация» вошел в десятку лучших фотоальбомов мира) пространства украинского павильона освоит молодежь. Свои работы представят художник Иван Светличный и арт-группа Sviter, арт-группа «Жужжалка» и дизайнер Антон Белинский.

В 2015 году Борис Михайлов был награжден премией Goslarer Kaiserring — одной из важнейших наград в области современного изобразительного искусства в Германии. В жюри премии входят видные музейные деятели, кураторы и искусствоведы, а также ряд лауреатов. Премия не имеет денежного фонда, а сама награда — золотой перстень с аквамарином и изображением германского императора Генриха IV.

Работа Бориса Михайлова из серии «Yesterday's Sandwich» (источник).

Это история!
Мэр Венеции Риккардо Селватико был большим пропагандистом культурной и экономической жизни своего города. Когда в 1893 г. Венецианский городской совет рассматривал планы празднования серебряной годовщины свадьбы короля Умберто и Маргериты Савойской, мэр предложил включить в них большую художественную выставку. Принципы ее организации были следующими: 1) участвовать в экспозиции можно было только по приглашению; 2) часть выставочных площадей выделялась для иностранных выставочных проектов и 3) некоторые итальянские художники могли быть представлены на мероприятии без приглашения, если они были выбраны жюри. Идеи, обсуждаемые прогрессивными венецианцами в знаменитом кафе Флориан, воплотились в жизнь: уже 57-я по счету Венецианская биеннале — тому подтверждение.

Люсьен Фрейд. Девушка с розами
Работу Люсьена Фрейда «Девушка с розами» показывали на Венецианской биеннале в 1954 г.

Россия

Комиссар Русского павильона Семен Михайловский принял решение показать три поколения современных русских художников, три взгляда на эстетику искусства. Итак, участниками выставки стали Гриша Брускин, арт-группа из Краснодара Recycle Group, а также Саша Пирогов. Проект, который представит Россия, будет называться Theatrum Orbis Terrarum, что можно перевести как «Зрелище круга земного» (проект назвали в честь знаменитого атласа XVI века Theatrum Orbis Terrarum, представившего мир по-новому после эпохи больших географических открытий). Также в проекте примет участие композитор Дмитрий Курляндский, известный своими экспериментами модерновой интерпретации классической музыки.
  • Recycle Group. Letter F. 2012
  • Recycle Group. Конференц-колл. 2014
Персональная выставка Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) прошла на 56-й Венецианской биеннале в рамках параллельной программы. Тогда site-specific инсталляцию «CONVERSION» показали в церкви Св. Антонина, основанной в VII веке. Нынче Recycle — участники основной программы.
Гриша Брускин на прошлой биеннале показал проект «Коллекция археолога», для которой на три года зарыл в землю бронзовые скульптуры, а затем извлек их обратно и выставил в качестве полноценных археологических объектов. Идея проекта перекликается с представленными в рамках Венецианской биеннале экспозицией Дэмиена Хёрста, не находите?

«Наверху анфилада из трех залов будет отдана проекту Гриши Брускина, по темной лестнице посетители будут спускаться к работе группы Recycle, и после этого будет видео от Саши Пироговой."



Саша Пирогова. «Очередь». Видео, 10 мин. 2014 (информация, фото)

Список художников, которые примут участие в выставке, можно найти на сайте мероприятия. Всего заявлено 120 участников, среди которых три российских представителя: Вадим Фишкин, Ирина Корина и Таус Махачева.
Ирина Корина. «Ночной тариф». Фото: XL Gallery

«Объект № 1» — так называется совместный проект лондонской галереи русского искусства и дизайна Grad, мадридской компании Factum Arte и лондонского архитектурного бюро Skene Catling de la Peña.



«Объект № 1». Проект. Courtesy of GRAD

Зрителям предложат интерпретацию Мавзолея Ленина, заключенного внутри трехмерной версии «Черного квадрата» Казимира Малевича
Как сообщается в пресс-релизе, «внутрь саркофага будет помещена копия тела Ленина, сделанная с помощью „карты глубины“». Проект посвящен юбилею революции 1917 года. Директор и главный куратор Grad Елена Судакова комментирует будущую экспозицию так: «Мы привозим в Венецию две иконы XX века: „Черный квадрат“ Малевича и Ленина. Мы хотим обратиться к прошлому и одновременно исследовать новые возможности символов в эпоху постправды».

Германия

Павильон Германии в нынешнем году оформляет скульптор и мультимедийный художник Анне Имхоф. Подробности о проекте пока неизвестны. Критики ожидают, что художница создаст что-то подобное ее проекту Angst II, имевшем огромный успех в рамках недели искусств Berlin Art Week 2016. Действо «от Анне Имхоф» сочетало в себе перформанс и инсталляции, в которые органично вписались живописные работы и скульптуры. Как это было, можно посмотреть в видеоролике ниже.

Это история!
Российский павильон был построен архитектором Алексеем Щусевым, который предложил два проекта — в русском и неоклассическом стилях. Великая княгиня Мария Павловна, президент Императорской Академии художеств, утвердила вариант в русском стиле. В 2015 году фасаду Русского павильона вернули первоначальный, зеленый цвет.

На фото: Русский павильон в Венеции. Главный фасад. 1914
Источник фото: archsovet.msk.ru

«Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина впервые участвует в Венецианской Биеннале, представляя выставку „Человек как птица. Образы путешествий“ в рамках параллельной программы. Выставка объединит четырнадцать российских и зарубежных художников, работающих в различных медиа: звуковые и световые инсталляции, видео, фото и объекты. Полноту и реалистичность ощущения путешествия во времени дополнит само пространство выставки — палаццо Soranzo Van Axel 15 века…» — сообщают на сайте музея (фото — выше).

Исландия

В национальном павильоне Исландии в дни биеннале поселятся… тролли! Их создатель, Эгилль Сайбьернссон, решил обратиться к народному фольклору. Двое свирепых троллей — Угх и Богар — по замыслу автора выйдут из-под контроля, так что посетителям выставки придется находить общий язык с этими анимированными чудовищами.
Эгилль Сайбьернссон и его тролли © Achilleas Gatsopoulos

История с финансами.
Русский павильон в Венеции был построен на пожертвование Богдана Ивановича Ханенко, промышленника и мецената, почетного члена Императорской Академии художеств. В государственный банк им была перечислена 31 тысяча рублей, 21 из которых пошла собственно на строительство, а остальные средства были положены под проценты, на которые павильон содержался и охранялся. На фото — открытое письмо, посвященное Первой Венецианской биеннале (источник).

Ирландия

Если исландцы делают ставку на троллей, то Ирландия, которую в этом году представит художница Джесс Джонс, использует тему ведьм, однако в более широком контексте. «Дрожите, трепещите!» — так называется фильм, который будет демонстрироваться в инсталляции Джесс Джонс. Это не столько вариации на тему ведьмовского, сколько отсылка к песне «Дрожите, трепещите, ведьмы вернулись!». Именно ее исполняли итальянки в ходе борьбы за свои права в далеком уже 1972 году.
Кадр из фильма © Ros Kavanagh
До открытия 57-й Венецианской биеннале остается чуть больше недели. На протяжении 6 месяцев Венеция превратится в гигантский музей, в котором можно будет увидеть экспозиции 85 национальных павильонов. В нынешнем году в биеннале впервые примут участие Антигуа и Барбуда, Кирибати, Нигерия и Казахстан. «Золотого льва» — главный приз Венецианской биеннале — два года назад получил национальный павильон Армении. Кто станет следующим обладателем престижной статуэтки? Ответ на этот вопрос даст компетентное жюри, а мы обязательно расскажем вам о самых ярких событиях форума современного искусства в Венеции.

Памятник Риккардо Селватико (1849−1901) — мэру Венеции, который в 1893 году придумал проводить во вверенном ему городе регулярную художественную выставку международного масштаба. Рассказывают, что идея впервые была выпущена в свет в знаменитом кафе Флориан на площади Сан-Марко. Именно здесь, ужиная в компании единомышленников, Риккардо Сельватико горячо обсуждал со своими друзьями идею создания выставки работ современных художников. В их спорах родилась идея проведения «Международной выставки современного искусства», которая в наши дни называется Венецианская биеннале.

Памятник был открыт 25 апреля 1903 года, в дни 5й Венецианской биеннале, чтобы почтить память Риккардо Селватико. Автор скульптуры — Пьетро Каноника.

57-я Венецианская биеннале
работает с 13 мая по 26 ноября 2017 года
Титульная иллюстрация: инсталляция «Ключ в руке» японской художницы Чихару Шиота (Chiharu Shiota), 2015. Источник: nytimes.com, Gabriel Bouys/Agence France-Presse — Getty Images. Подготовлено по материалам artguide.com, theartnewspaper.ru и собственным публикациям Артхива (Венецианская биеннале-2015 — топ-лист павильонов, которые вас непременно удивят)


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.
КомментироватьКомментарии
HELP