Регистрация

Эрмитаж опровергает информацию об изъятии архивных материалов о "сталинских распродажах"

Мне нравится2       0  
По социальным сетям 13 апреля 2017 года прокатился скандальный материал: на странице одного из сотрудников Государственного Эрмитажа появилась заметка о том, что музею якобы предъявлена претензия в том, что на протяжении многих лет Эрмитаж незаконно публиковал документы, относящиеся к числу «секретных» (речь идет о т.н. «сталинских распродажах»). Спустя 16 часов Эрмитаж опубликовал официальное опровержение. Разбираемся, что к чему.
Итак, в четверг утром на странице соцсети Фейсбук, которая принадлежит Алексею Ларионову, появилась информация о том, что около двух недель тому назад в Государственном Эрмитаже работала комиссия из Министерства культуры, в которую входили «преимущественно, представители другого ведомства». Как пишет Ларионов, «по результатам проверки Эрмитажу предъявлена претензия в том, что музей на протяжении многих лет незаконно публиковал документы, относящиеся к числу „секретных“. Речь идет о серии сборников на материалах архива Эрмитажа, посвященных, по большей части, музейным распродажам 1920-х — 1930-х годов. Если кто не в курсе — это восемь толстых томов с актами выдач экспонатов в „Антиквариат“, перепиской с государственными ведомствами, материалами по организации аукционов за границей и по переговорам о продаже шедевров музея Меллону и Гюльбенкяну».
  • Фото: ArtRussianBooks.com
По информации издания colta.ru, страница принадлежит старшему научному сотруднику Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранителю голландских, фламандских и немецких рисунков Алексею Ларионову. Исходя из заметки, «решением комиссии они (отпечатанные тома „Архивных документов“ Эрмитажа — прим.ред.) теперь запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков (они продавались только в Эрмитаже), на них не велено ссылаться, а очередной, подготовленный уже к печати, том с документами за 1932 — 1933 годы запрещен к изданию. Более того, сами соответствующие архивные дела (среди которых много и неизданных) изъяты из музея, сложены в коробки, опечатаны и вывезены». «Насколько я знаю», — продолжает Ларионов — «аналогичные спецоперации прошли, также, и в некоторых московских музеях, в частности, в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее. Там, говорят, доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц из сброшюрованных дел».
К концу рабочего дня на официальной странице Эрмитажа в соцсети Фейсбук появилось сообщение «Государственный Эрмитаж информирует». В нем, в частности, сказано: «Не существует никаких официальных запретов на публикацию архивных материалов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, как не существует и решения некой «комиссии», упоминаемой пользователем социальной сети, об изъятии книг из серии «Страницы истории Эрмитажа«".
«В настоящее время в Государственном Эрмитаже ведется работа по совершенствованию системы архивного хранения всех документов в соответствии с действующим законодательством. Эта работа осуществляется в русле государственной политики и решений Президента Российской Федерации в этой области». Такова первая официальная реакция музея. Ссылок на решения Президента России и на какие-то нормативные документы в этом сообщении не приводится.

Тем временем публика в соцсетях продолжает активно обсуждать не столько сам факт возможного запрета на продажу книг серии «Страниц истории Эрмитажа», сколько судьбу шедевров искусства из коллекций советских музеев, проданных в послереволюционные годы за рубеж.
«…По ночам к подъезду Эрмитажа подъезжал воронок, точно такой же как те, в которых увозили людей. Тех, кто его видел, охватывало привычное чувство оцепенения и ужаса. Но на этот раз чёрный автомобиль приезжал не за людьми, а за… картинами. Поутру вместо исчезнувших полотен появлялись таблички „Картина снята для фотографирования“ или „Картина на реставрации“. Больше этих шедевров никто не видел — бесценные сокровища культуры исчезали из России навсегда». Читайте подробности в нашем материале «Сталинские распродажи. Шедевры, покинувшие Эрмитаж и не только ».
Картину «Мадонна Альба» Рафаэля, как и другие приведенные здесь картины, продали Эндрю Мэллону — американскому бизнесмену-мультимиллионеру, 49-му министру финансов США. Сумма сделки за работу Рафаэля в 1931 году составила $1 166 400. Еще больше сведений о пополнении коллекции Мэлллона работами из Эрмитажа, которые составили ядро созданной им Национальной галереи искусств в Вашингтоне, читайте в посвященном ему отдельном материале.
Скандал, который разразился в день, когда в Эрмитажном театре состоялась торжественная церемония, посвященная Дню Мецената, комментируют по-разному. Некоторые предполагают, что никакой комиссии не было вовсе, поскольку ни ее состав, ни даты предполагаемой работы в Эрмитаже неизвестны. Другие читатели считают, что смысла засекречивать то, что давно известно всему миру, нет (книги при желании можно найти в сети Интернет). Выложили фото решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны — но имеет ли это предписание о продлении сроков засекреченности документов еще на 30 лет отношение к Эрмитажу? Скорее всего, нет.
Так была ли комиссия? Пока об этом широкой публике ничего не соощают. В заключение приведем слова Ларионова из его публикации на странице Фейсбук: «Можно сколько угодно изумляться: какой смысл заново засекречивать факты, давно ставшие общеизвестными? Что толку изымать из продажи книги, свободно продававшиеся годами, разошедшиеся по библиотекам, частично, даже вывешенные в интернете? (…) Так или иначе, сам по себе факт административного запрета на продажу изданных книг и конфискации документов в государственных архивах, мне кажется, не имеет прецедентов в нашей новейшей истории. И, по-моему, он заслуживает общественного внимания».
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Титульная иллюстрация: Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов». 1482. Подготовлено по материалам из открытых источников сети Интернет. Иллюстрации к материалу — картины, проданные за рубеж из фондов советских музеев в годы становления советской власти.
КомментироватьКомментарии
HELP