Регистрация

Две «Джоконды» - часть 3D? Немецким ученым возражает Брайан Мэй!

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Что ни скажи о знаменитой Моне Лизе Леонардо — общественный резонанс обеспечен. Сегодня в ход идет не только улыбка знаменитости из Лувра, но и ее позиция по сравнению с «сестрой-близнецом» из Прадо. Вместе дамы-ровесницы составляют точную 3D пару, и мастер-новатор да Винчи намеренно создавал спецэффект — заявили немецкие ученые. Первое в мире стерео? Несмотря на убедительные с виду итоги сопоставления, есть возражения — например, гитариста группы Queen Brian May. Причем вовсе не дилетантские!
Начнем с «Сестрицы Джоконды» из Прадо. Нынешние заявления были бы невозможными без открытия 2012 года: картину, много лет экспонировавшуюся в Прадо под видом поздней копии знаменитого оригинала, после реставрации и очистки раннего «культурного слоя» краски была признана его современницей 1503—1505 г. г.
Работу называют «Мона Лиза Прадо» и приписывают «школе Леонардо» с осторожной оговоркой «возможно, кисти самого Леонардо». Так что для стерео-пары уже два года как имеется «недостающее звено»!
Исследовав и сопоставив оба полотна, немецкие ученые Клаус-Кристиан Карбон и Вера Хесслингер (Claus-Christian Carbon, Vera Hesslinger, университеты Бамберга (Германия) и Майнца) заметили «сдвиг» фигуры по отношению к ландшафту. Одна Джоконда чуть левее — смотрите на угол пейзажа — в одном случае он открывается чуточку больше! Измерив величину «отставания» Моны Лизы, тут же сделали выводы о создании в средние века 3D-эффекта: 69 мм — именно таким является расстояние между глазами «среднего» человека.
В своей работе исследователи приводят и виды «сопоставленной» Джоконды («красно-голубой анаглиф»): такое впечатление, что вы пытаетесь рассмотреть стерео-образ без стерео-очков! Кстати, у Леонардо, художника и ученого, были очки с цветными стеклами, он писал о «монокулярном» и «бинокулярном» видении, и рисовал «витрувианского человека» идеальных пропорций. Так что версия о стерео-эксперименте не выглядит вовсе уж дикой.
Леонардо да Винчи. Пропорции головы
«К сожалению, никаких шансов» — возражает Брайан Мэй в своем блоге, и приводит цепочку доказательств случайности различий на полотнах. При детальном изучении работ этих отличий оказывается больше и они существеннее, чем требуется для намеренного создания стерео-эффекта — налицо не только горизонтальное смещение, но и вертикальное. Или же ученые готовы объявить и о первом в мире эффекте «рыбий глаз»? В общем, копия есть копия!

Однако «The Show Must Go On» — комментарии сыпятся, как из рога изобилия, а Джоконды продолжают синхронно улыбаться, глядя на развернувшуюся вокруг них суету и полемику. Сестренка, а ловко мы их на пару «развели»?

*в тексте приводятся некоторые иллюстрации Carbon & Hesslinger

Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Volodumir Tokar
, 7 мая 2014 16:11 1
Да уж, что тут скажешь? Разве, что: "чем дальше в лес - тем толще партизаны". Но первое, что пришло на ум - очередная фальсификация, больно хочется народу сенсаций. Правда, тут может быть и сложившиеся стереотипы, что мол де, канон только и следует рассматривать в одном ключе. Но все же тема весьма интересна.
P.S. Ольга, есть ли ссылка на более менее точную дату заявления в прессе? Это было бы весьма интересно, можно попробовать проверить информацию на соответствие действительности поднятой темы 3D, еще одним методом.
Ольга Потехина
, 7 мая 2014 16:27 0
2 мая - "первая ласточка" в англоязычной прессе. И я почему-то согласна с Мэем - почитайте его аргументы :) Однако всегда есть место "но"... Леонардо все мог учудить!
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP