войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Драматическое искусство графика Василия Чекрыгина показывают в Третьяковской галерее

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка художника-графика Василия Николаевича Чекрыгина (1897−1922). Новатор и теоретик искусства, Чекрыгин был лидером и идейным вдохновителем легендарного объединения «Искусство-жизнь» («Маковец») и стал одной из самых ярких и драматических фигур искусства XX века. Совершенство пластики и сюжетная глубина, близкая к графике Гойи — работы мастера поразительны.
Драматическое искусство графика Василия Чекрыгина показывают в Третьяковской галерее
Третьяковская галерея хранит одну из лучших музейных коллекций графики Василия Чекрыгина, насчитывающую более 450 листов. В этом собрании — 30 первоклассных рисунков, поступивших в 1923 году от вдовы художника Веры Котовой-Бернштам, а также листы из коллекций Георгия Костаки, Алексея Сидорова и семьи художника. В преддверии 120-летия со дня рождения художника галерея представляет рисунки мастера из серий «Восстание», «Расстрел», «Лица», «Оргии», а также уникальные листы на тему «Воскрешение мертвых».

Всего же в экспозицию «Предчувствие грядущего» вошло около 70-ти лучших работ, большая часть которых демонстрируется впервые.
Василий Чекрыгин. «Расстрел». 1920
Василий Чекрыгин. «Расстрел». 1920
Жизнь Василия Чекрыгина трагически оборвалась в 25 лет, когда художник был на пике творческой активн

Жизнь Василия Чекрыгина трагически оборвалась в 25 лет, когда художник был на пике творческой активности. Тем не менее, он успел заявить о себе как о блестящем рисовальщике и живописце, как о человеке, глубоко размышляющем о жизни и смерти, о природе искусства. С ранних лет художник мечтал о создании фрески и в последние годы пытался реализовать свои монументальные замыслы, но они так и остались неосуществленными.




Василий Чекрыгин. Автопортрет. 1918
Бумага, графитный карандаш.

Первоначальное художественное обучение Чекрыгин прошел в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, а в 13 лет уже был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его талант ценили — художника освободили от платы за обучение. Здесь он познакомился и подружился со Львом Жегиным, сыном знаменитого архитектора Франца Шехтеля, общался с футуристом Давидом Бурлюком и поэтом Владимиром Маяковским. Вместе с Жегиным Чекрыгин иллюстрировал первую книгу Маяковского «Я», которая также будет представлена на выставке. Михаил Ларионов, с которым Чекрыгин тоже встретился в Училище, пригласил его участвовать в выставке «№ 4» (1913), где Чекрыгин представил серию кубистических и абстрактных работ.
Василий Чекрыгин. Женская голова. 1920
Василий Чекрыгин. Женская голова. 1920
В 1915 году Чекрыгин ушел добровольцем на фронт. Вернувшись в 1917 году в Москву, он активно включился в художественную жизнь. Художник искал альтернативу авангардизму на основе классического искусства и религиозной философии.
Василий Чекрыгин. «Вакханка». 1920
Василий Чекрыгин. «Вакханка». 1920
Представленная на выставке графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
Чекрыгина конца 1910-х — начала 1920-х годов стала вершиной творчества мастера. Переломное в русской истории время войн и революций повлияло на мировосприятие художника, а ощущение сопричастности историческим событиям отразилось в его работах. В последние три года жизни мастер был погружен в работу над эскизами к задуманным им фрескам «Бытие» и «Воскрешение мертвых». За короткий срок им было создано около 1 500 рисунков. К сожалению, в послереволюционное время этот проект был обречен на неудачу. Тем не менее, собранные вместе в экспозиционном пространстве — конечно, в значительно меньшем количестве, — рисунки дают представление о значительном масштабе замысла художника.

"Бытие"

Первые проекты фрески «Бытие» относятся к 1920 году, когда Василий Чекрыгин создал серии рисунков на исторические, современные и мифологические сюжеты. Важное место в экспозиции занимают монументальные графические листы на тему «Восстание», «Расстрел» и «Лица», свидетельствующие о трагическом восприятии художником событий революционных и послереволюционных лет. Общую «бытийную» картину образов дополняют рисунки со сценами из жизни богемы и буржуазии, портретные зарисовки, листы из серий «Оргии» и «Сумасшедшие» — сложные многофигурные композиции, построенные на контрастах светотени. Все персонажи существуют в непрерывном развитии, исчезают и проявляются в мелькании светлых и темных пятен.
Василий Чекрыгин. Эскиз композиции «Восстание». 1920











Василий Чекрыгин. Эскиз композиции «Восстание». 1920

"Воскрешение мертвых"

В конце 1921 года Василий Чекрыгин проникся учением религиозного мыслителя, одного из родоначальников русского космизма Николая Федоровича Федорова «Философия общего дела». Мысли философа о бессмертии личности потрясли художника. Федорову Чекрыгин посвятил рукопись «О соборе воскресшего музея». Художник начал работать над воплощением своего нового замысла — созданием монументальной фрески о всеобщем воскрешении и космическом будущем человечества. Образно воплощая мысль философа о воскрешении всех когда-либо живших на земле людей, а не только праведников, художник изображает фигуры в бурном движении либо величественно «восстающими», либо еще только освобождающимися из плена смерти.
Виртуозно используя выразительный язык графики — линию, пятно, контраст света и тени, — Чекрыгин передает таинственную атмосферу воскрешения, высвечивая поднимающиеся из темноты небытия фигуры людей («Композиция с фонариками»). В своих лучших листах Чекрыгин, пытаясь создать «очищенный образ просветленной плоти», добивается почти полного исчезновения фигур («Композиция с ангелом»).

Рисунки, исполненные прессованным углем и графитным карандашом, свидетельствуют о редком даре художника, о совершенстве его пластического мастерства.
Василий Чекрыгин. Фрагмент фрески. Эскиз. 1921
Василий Чекрыгин. Фрагмент фрески. Эскиз. 1921
Первая выставка произведений Василия Чекрыгина в Третьяковской галерее дает редкую возможность публике ознакомиться с наследием художника-философа и провидца, стремившегося осуществить уникальный для ХХ века духовный и художественный проект.
Выставка работ Василия Чекрыгина «Предчувствие грядущего» в Государственной Третьяковской галерее от


Выставка работ Василия Чекрыгина «Предчувствие грядущего» в Государственной Третьяковской галерее открыта до 4 июня 2017 года.













Василий Чекрыгин. «Детская головка». 1919

Титульная иллюстрация: Василий Чекрыгин. «Архангел» (фрагмент). Начало 1920-х. Бумага, уголь.
При подготовке материала использован пресс-релиз и иллюстрации ГТГ.