войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Почему музей Ван Гога исследует потенциальные работы мастера из спорной коллекции

Музей Ван Гога в Амстердаме согласился принять на экспертизу две работы, которые могут принадлежать кисти знаменитого голландского постимпрессиониста. Их владелец — американец Стива Медоус, — потратил годы и немалые суммы, пытаясь выяснить авторство произведений, которые попали к нему из, мягко говоря, сомнительной коллекции. Любопытная история — есть ли шансы на положительный вердикт исследователей?
Почему музей Ван Гога исследует потенциальные работы мастера из спорной коллекции
«Я чувствую облегчение от того, что они отправились в музей, — сказал Медоус. — Я просто хочу знать правду».
Холст под названием «Японский веер» — одна из двух картин, которые Музей Ван Гога согласился принять
Холст под названием «Японский веер» — одна из двух картин, которые Музей Ван Гога согласился принять у Стива Медоуса на экспертизу
66-летний американский архитектор, актёр, изобретатель и дилетант в искусстве Стив Медоус (Steve Meadows) отправил картины в Нидерланды в минувшем месяце. Одна из работ — это холст размером 68 на 52 см, который потенциально является оригинальным натюрмортом под названием «Японский веер». Вторая — эскиз на бумаге, предположительно — предварительный набросок для картины «Японская ваза с розами и анемонами» из Музея Орсе в Париже.
В случае положительного вердикта холст станет крупнейшей картиной мастера, чья подлинность подтверждена за последние десятилетия.
Рисунок, который потенциально может быть эскизом к подлинной картине Ван Гога
Рисунок, который потенциально может быть эскизом к подлинной картине Ван Гога
Исследование, на которое согласились специалисты из Амстердама, знаменует ещё один поворот в драматичной многолетней истории вокруг спорной и, кажется, проклятой коллекции произведений искусства.
Обе работы некогда принадлежали голландцу Йелле де Буру. В середине XX века он собрал сотни произвед

Обе работы некогда принадлежали голландцу Йелле де Буру. В середине XX века он собрал сотни произведений якобы созданных Ван Гогом и другими мастерами — его современниками. Однако они не выдержали проверки, и многие были конфискованы в 1967 году по подозрению в подлоге. Де Бур умер в 1970 году, а 22 года спустя его наследники продали права на картины голландским и бельгийским инвесторам.

Медоус получил две свои картины от партнёра по бизнесу, и в 2004 году стал их единоличным владельцем. Вскоре он начал кропотливую проверку подлинности работ, на которую потратил сотни тысяч долларов. Архитектор упорно добивался того, чтобы произведения приняли на экспертизу в Музей Ван Гога — самое авторитетное в мире учреждение, специализирующееся на творчестве художника.

Слева: работа из коллекции Йелле де Бура — якобы автопортрет Винсента Ван Гога

Архитектор нанял специалистов по микроскопическому анализу палитры и холстов. Он также сделал инфракрасные снимки бумаги, заказал рентгеновские снимки в высоком разрешении и другие исследования. Полученные результаты показали, что обе палитры соответствуют Ван Гогу. А бумага по составу сопоставима с тем периодом, когда были написаны «Розы» из Парижа (художник создал их в июне 1890 года — за месяц до смерти). Как известно, мастер делал множество копий своих картин, используя разные цветовые палитры.
Подлинная картина Винсента Ван Гога «Японская ваза с розами и анемонами» (1890) из Музея Орсе
Подлинная картина Винсента Ван Гога «Японская ваза с розами и анемонами» (1890) из Музея Орсе
Между тем, у холста «Веер» есть схожие характеристики с тремя картинами голландца, относящимися в «парижскому периоду» (1886 — 1888 годы), и некоторыми работами Эдуара Мане начала 1880-х.
Сканирование показало, что «Веер» был сделан в альбомной ориентации поверх ранее неизвестного цветочного натюрморта, написанного в книжной ориентации. По словам искусствоведов, Ван Гог часто писал одну работу поверх другой.
Стив Медоус показывает картину «Японский веер» на складе в Лос-Анджелесе перед отправкой в Амстердам
Стив Медоус показывает картину «Японский веер» на складе в Лос-Анджелесе перед отправкой в Амстердам 14 февраля 2017 года. Фото: Joe Jackson / AFP
После появления обнадёживающих доказательств Медоус нанял юриста Дона Бёрриса (Don Burris). В 2004 году он был одним из адвокатов на слушаниях в Верховном суде США по делу «Портрета Адель Блох-Бауэр (Женщина в золотом)» Густава Климта, конфискованного нацистами. В июле 2015 года Медоус и Бёррис отправили все документы в Музей Ван Гога, и два месяца спустя тот назначил оценку картин на начало 2017-го.
«Все данные указывают на то, что это работы Ван Гога, — сказал Бёррис. — Мы рады, что музей согласился их осмотреть. Понимаем, что они не берут на себя никакой ответственности, но мы надеемся».
Пройдут месяцы или даже годы, пока эксперты вынесут свой вердикт, который может оказаться неокончате


Пройдут месяцы или даже годы, пока эксперты вынесут свой вердикт, который может оказаться неокончательным. Пресс-секретарь музея Эсме Колер пока лишь подтвердила, что проверка идёт. «В течение этого периода музей не может дать никаких комментариев о её ходе», — добавила она.

Канадец Дэвид Брукс, специалист по творчеству Ван Гога, сказал, что будет ошеломлён, если авторство голландца подтвердится — особенно учитывая негативный шлейф от коллекции де Бура.



Слева: работа из коллекции Йелле бе Бура, якобы принадлежащая кисти Эдуара Мане, — копия с портрета инфанты Марии Маргариты, написанного Диего Веласкесом примерно в 1653 году

«Но это не выходит за рамки вероятного, — добавил он. — Сломанные часы показывают правильное время дважды в сутки. Тот факт, что работы попали в исследовательский отдел музея Ван Гога, уже обнадёживает».
Медоус черпает оптимизм из примера Эндрю Брейнерда, коллекционера из Чикаго, который в 1966 году купил у де Бура четыре картины. После нескольких десятилетий напряжённых усилий он убедил некоторых экспертов, что одна из них — работа Мане 1859 года, написанная им с портрета Диего Веласкеса «Инфанта Мария Маргарита» (ок. 1653).
По материалам artdaily.com