Регистрация

Мистические пейзажи Моне, Ван Гога и Мунка объединили Париж и Торонто

Мне нравится4  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Выставка, которая с марта начнет работу в музее Орсе, исследует мистический опыт 37 художников из 14 стран мира. В их числе — Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Пит Мондриан, Клод Моне, Эдвард Мунк, Джорджия О’Киф и Джеймс Макнейл Уистлер. Экспозиция завершает свою работу в Торонто, так что ее главные «хиты» уже известны. Однако в Париже дополнительно представят 16 работ.
Период между 1880-м и 1930 годами был отмечен всплеском материализма и быстрой урбанизацией. Разочарованные в традиционных религиозных институтах, многие европейские, скандинавские и североамериканские художники в своих духовных поисках обратились к мистике.
Эдвард Мунк. Солнце
Солнце
Эдвард Мунк
1913, 162×205 см
В конце января выставка завершит работу в Художественной галерее Онтарио в Торонто и в марте откроется
в парижском музее Орсе.
Джорджия О'Киф. Серия I – С равнин

На Западе, начиная с эпохи Возрождения, пейзаж был жанром, позволяющим выразить внутренние чувства через форму, передающим духовные переживания, которые невозможно перевести в слова, но можно проявить посредством изображения природы — стабильной, измеримой и знакомой.

Выставка «Мистические пейзажи» — это диалог между светскими, католическими и протестантскими мистическими традициями, содержащий в том числе и взгляды на природу до и после катаклизма Первой мировой войны.



Слева: Джорджия О’Киф, «Серия I — С равнин» (1919). Музей Джорджии О’Киф
Экспонаты, собранные со всей Европы, Скандинавии и Северной Америки, включают около 90 картины и 20 работ на бумаге, многие из которых редко покидают «родные» музеи. Одна из главных картин на выставке — «Звёздная ночь над Роной в Арле» (1888) Винсента Ван Гога. Как отметил сам художник, написать полотно его побудила «…огромная потребность — могу ли я так сказать — религиозная… так что я вышел на улицу ночью, чтобы нарисовать звёзды».
Винсент Ван Гог. Звездная ночь над Роной
Звездная ночь над Роной
Винсент Ван Гог
Сентябрь 1888, 92×72.5 см
«Созданная в Арле в 1888 году всего за два года до его смерти, картина сияет такой свежестью, что можно поклясться, будто Ван Гог написал её только на прошлой неделе», — пишет арт-критик Джеймс Адамс в канадской газете The Globe and Mail.
Поль Гоген. Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом
Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом
Поль Гоген
1888, 73×92 см
Клод Моне. Водяные лилии

Список других «хедлайнеров» выставки включает яркое «Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом» (1888), написанное Полем Гогеном во время его пребывания в Бретани.

Здесь же — «Водяные лилии» (1907) Клода Моне, созданные после нескольких часов медитации в его «японском саду»; «Солнце» Эдварда Мунка, написанное во время его хорошо известного нервного срыва между 1910-м и 1913 годами; картина Джорджии О’Киф «Серия I — С равнин» (1919), изображающая страшную силу приближающейся грозы в Техасе и так далее.

Слева: Клод Моне, «Водяные лилии» (1907). Музей изящных искусств в Хьюстоне
Винсент Ван Гог. Оливковые деревья на фоне Альп
Оливковые деревья на фоне Альп
Винсент Ван Гог
Июнь 1889, 72.5×92 см
Но несомненное достоинство выставки в том, что тут уделено внимание и «звёздам», и менее известным художникам. Среди них — французский монах-францисканец Шарль-Мари Дюлак, представленный серией умиротворяющих литографий и несколькими столь же созерцательными картинами; бельгийский отшельник Фернан Кнопф, писавший безлюдные и неподвижные сцены; Вильям Дегув де Нункве, ещё один бельгиец, чья «Лужа крови» (1894) — живописная концентрация кошмарных сновидений.
Выше: литографии Шарля-Мари Дюлака на выставке «Мистические пейзажи: Шедевры Моне, Ван Гога и других». Фото: Loulou Downtown
Фердинанд Ходлер. Гора Низен со стороны Хойстриха
Гора Низен со стороны Хойстриха
Фердинанд Ходлер
1910, 80×91 см
Но для большинства посетителей, вероятнее всего, настоящим открытием станет швед Эжен Янсон (1862 — 1915). Он представлен четырьмя большими мистическими пейзажами периода fin-de-siècle, три из которых можно приравнять к лучшим творениям Ван Гога, Мунка и Уистлера.
Эжен Янсон. Рассвет над заливом Риддарфьярден
Рассвет над заливом Риддарфьярден
Эжен Янсон
1899, 150×201 см
Картины для выставки «Мистический пейзаж» прислали Тейт Британия, национальные галереи Канады, Шотландии, Чехии, Швеции, музеи Мунка, Леопольда, MoMA и многие другие учреждения мирового значения. Все произведения сгруппированы в несколько тем, среди которых «Жизненный путь и мистика», «Моне и духовное просвещение», «Пейзаж и тёмная ночь души», а также «Космос и мистический опыт».
Эмиль Бернар. Мадлен в Лесу любви
Мадлен в Лесу любви
Эмиль Бернар
1888, 138×163 см
Выставка «Мистические пейзажи: Шедевры Моне, Ван Гога и других» закончит работу в Художественной галерее Онтарио 29 января. После этого она отправится в Париж — в музей Орсе. Там экспозиция будет называться «По ту сторону звёзд: Мистические пейзажи от Моне до Кандинского». Зрителям дополнительно представят 16 работ, которые не «путешествовали» в Канаду.
Во французской столице «Мистические пейзажи» будут доступны с 14 марта по 25 июня.
По материалам Художественной галереи Онтарио, музея Орсе и газеты The Globe and Mail
Автор: Влад Маслов
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится4  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP