Регистрация

В ЦДХ показывают рисунки и акварели братьев Бенуа

Мне нравится6  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
В Центральном доме художника на Крымском валу идет выставка «Два брата Бенуа. Альберт и Александр», организованная галереей «Кабинетъ». 150 акварелей из частных собраний, — от пейзажей до театральных эскизов, — и то, что к выставке причастны и правнуки Альберта Бенуа — достойный повод для визита на выставку любителей искусства.
На суд столичной публики организаторы представили работы двух знаменитых представителей семьи Бенуа: основателя объединения «Мир искусства», главного художника «Русских сезонов», блестящего мастера и глубокого художественного критика Александра Николаевича Бенуа (1870−1960) и его старшего брата — основателя Общества русских акварелистов, академика Императорской академии художеств Альберта Николаевича Бенуа (1852−1936).
Альберт Николаевич Бенуа. Привал путников у костра
Привал путников у костра
Альберт Николаевич Бенуа
30.5×44.2 см
Основную часть экспозиции составляют 150 акварелей из российских частных собраний, многие из которых зрители видят впервые. Среди 40 работ Альберта Бенуа, относящихся к русскому периоду творчества художника, ؘ- самая большая его акварель — «Вечер на Каме», не имеющая аналогов в музейных собраниях.
На выставке «Братья Бенуа» в галерее «Кабинетъ», ЦДХ
Александр Бенуа. Декорации к I акту балета «Жизель». 1910
В подготовке выставки любезно согласились участвовать потомки семьи Бенуа, живущие во Европе и США.

Подборка из домашних коллекций двух правнуков Альберта Бенуа демонстрируются в виде слайдов на специальных экранах. Акварели позднего периода отсутствуют в российских музеях и частных коллекциях, поэтому выставка и изданный к ней каталог — единственная на сегодня возможность познакомиться с поздним творчеством Альберта Бенуа, наиболее полно представить себе картину жизни художника. Многие работы — настоящее открытие для отечественных искусствоведов.
«Наслаждением было глядеть, как у него сразу на бумаге намечался пленивший его эффект, с какой быстротой вырисовывались предметы, как ловко, где нужно, он пользовался не успевшим еще высохнуть местом, а где нужно работал по сухому. <…> Бывало, он приедет усталый на дачу из города со службы или с какой-либо постройки и едва успеет утолить голод, как уже его тянет изобразить то, что творится в небе или отражается в водах Финского залива. И многие из этих прославленных „Закатов Альбера Бенуа“, созданные в каком-то припадке восторга, были действительно настоящими перлами».
(Александр Николаевич Бенуа. Мои воспоминания. Книга 1. Глава 14. Брат Альбер. М., 1990. С. 95).
Эскиз декорации Александра Бенуа «Деревушка в горах» к I акту балета А. Адана «Жизель» была создана в 1948 году для возобновленной постановки 1932 года с хореографией Сержа Лифаря для парижской Гранд Опера.
Александр Бенуа предстает перед зрителями в двух основных творческих ипостасях — «мирискуссника» и театрального художника.

Среди экспонатов — эскизы декораций к знаменитым балетным постановкам Дягилева, акварели, виды Версаля и другие работы из российских и зарубежных частных собраний.
Александр Бенуа. Эскиз декорации к спекталю «Мнимый больной». 1912 г.
Часть выставки посвящена творчеству Александру Бенуа — иллюстратора. Среди коллекционных старинных книг, оформленных непревзойденным мастером книжной графики — одна из первых работ художника в этой области, — знаменитая «Азбука в картинах»; издания произведений А. С. Пушкина «Пиковая дама», «Медный всадник» и «Капитанская дочка», а также роскошный альбом «Царское село» — уникальный образец «коллективного творчества» Александра Бенуа и замечательных русских графиков Сомова, Добужинского, Лансере и Яремича, которых Александр Николаевич привлек к работе над изданием.
Специальный тематический раздел — дореволюционные «артистические карточки». Старинные открытки, выпущенные Общиной Святой Евгении, типографией Плюшара и другими издателями, украшают репродукции работ двух знаменитых представителей семьи Бенуа.
К выставке выпущены два отдельных каталога, посвященных братьям Бенуа: указатели содержат информацию более чем о 1500 произведениях Альберта Бенуа и более чем о 2000 — Александра Бенуа. Для профессионалов безусловную ценность представляют включенные в каталоги подробные указатели работ художников, составленные по материалам прижизненных и мемориальных выставок, аукционов, благотворительных лотерей и других архивных источников.
Поскольку выставка проходит в период новогодних каникул, организаторы позаботились том, чтобы детям на выставке было уютно и интересно: для них подготовлены специальные сувениры, а также интерьерные интерактивные элементы, дополняющие интерьеры экспозиции — двухмерные ростовые фигуры, выполненные по эскизам театральных костюмов Александра Бенуа. Все это делает выставку «Братья Бенуа» интересной, в том числе, и для семейного посещения.

Выставка «Два брата Бенуа. Альберт и Александр. Акварели и рисунки из российских и зарубежных частных собраний»
в галерее «Кабинетъ» (ЦДХ, залы 14 и 14а) работает до 15 января 2017 года
Титульная иллюстрация: акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
кисти Альбера Бенуа.
В материале использован пресс-релиз, иллюстрации и публикации галереи «Кабинетъ» в социальной сети Фейсбук.
Автор: Рита Лозинская
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится6  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP