Регистрация

Работы Константина Коровина и его учеников представляют на выставке в честь юбилея художника

Мне нравится2       0  
К 155-летию со дня рождения мастера в Библиотеке искусств им. А. П. Боголюбова представляют выставку «Коровин и ученики». Работы знаменитого «русского импрессиониста» в окружении произведений Федора Федоровского, Сергея Герасимова, Георгия Лапшина позволяют судить о становлении особой художественной школы. Камерная и кратковременная выставка — всего с 6 по 11 декабря, — все же приятная нота в праздновании юбилея.
Константин Алексеевич Коровин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — русский живописец и театральный художник, убежденный и последовательный импрессионист. С 1901 по 1918 год он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Константин Алексеевич Коровин. Портрет хористки

«…Примечательно, что импрессионистом он стал до того, как узнал о таком направлении. Когда любимый учитель Василий Поленов спросил Коровина, импрессионист ли он, тот ответил, что не знает, что это. И действительно, „Портрет хористки“ написан в 1883 году. А в Париже Коровин впервые побывал только через четыре года. Кстати, 1883 год — это расцвет Товарищества передвижных художественных выставок, поклонение реализму, жизненности, превознесение воспитательной роли искусства. И тут появляется Коровин со своей хористкой, подумать только! Поленов даже не советовал ее выставлять, понимая, с чем придется столкнуться его ученику. И таки пришлось. „Мазня, декадентство“ и другими подобными эпитетами награждали его картины… Впрочем, в дореволюционной России Коровин был известен, востребован, любим. В Париже — тоже не забыт, но… Для французской живописи импрессионизм уже стал вчерашним днем. И город, который он так вдохновенно писал, оказался суровой новой родиной.» — читайте полную биографию и характеристику творчества мастера в Артхиве.

Константин Коровин. Эскиз декорации (1907 г., бумага на картоне, тушь, темпера×
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
читать дальше
, бронзовая краска. 18×30 см)
Проект, включающий работы из собраний московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций, приурочен к юбилею Константина Коровина, 155-летие со дня рождения которого отмечается 5 декабря 2016 г. Ретроспектива живописных и театральных произведений одного из основоположников импрессионизма в отечественном искусстве и его учеников, художников круга Константина Коровина, разместится в театральном зале особняка XIX века Московской Библиотеки искусств имени А. П. Боголюбова.
Константин Коровин. Эскиз к балету «Князь Игорь» (Берлин, 1923 г., смешанная техника. 23×35 см)
Организаторы нынешней выставки отмечают, что «Константин Коровин оставил великое наследие. Он был не только большим художником, но и прекрасным преподавателем, вырастившим целую плеяду выдающихся деятелей русского и советского искусства первой половины прошлого столетия. Среди них: Сергей Васильевич Герасимов, ставший академиком и народным художником СССР, Фёдор Фёдорович Федоровский, к оторый более четверти века был главным художником Большого театра, художники, продолжившие свой творческий путь в эмиграции, такие как Георгий Лапшин, яркий представитель „парижской школы“. Очень важно, что все лучшие ученики и последователи Коровина — и Герасимов, и Федоровский, и Лапшин — до самого конца своего творческого пути словно выполняли заветы своего учителя. И все они, в свою очередь, стали известными и признанными преподавателями. Герасимов был директором МГХИ им. В. И. Сурикова. Федоровский уже в 1920-е гг. учил студентов ВХУТЕМАСа — „кузницы кадров нового революционного искусства“. А Жорж Лапшин руководил Художественной студией при Доме русской молодежи в Париже».
Сергей Герасимов (1885−1964). Дама с солнечным зонтиком. 1920-е (холст, масло. 80×60 см)
Сергея Герасимова характеризуют как «представителя русского импрессионизма, создавшего также целый ряд эталонных соцреалистических картин». Публика отлично знает последние, так что приятно напомнить и о периоде «чистого искусства» в творчестве мастера.
Сергей Герасимов. «Букет и шляпа на лугу», 1950-е

Легенда Большого театра, автор театрально-декорационных работ к операм «Борис Годунов» и «Царская невеста», и ныне не сходящих с театральных подмостков именно в его сценографических решениях, Федор Федоровский (1883−1955) подспудно известен самой широкой публике.

Ф. Федоровский, Эскиз декорации к опере Садко (1935 г., холст, масло, 87×109 см)

Интересные факты: именно Федоровский является автором эскиза моделей знаменитых рубиновых звезд на башнях Московского кремля, а также автором эскиза знаменитого красно-золотого тканого занавеса Большого театра, украшавшего сцену с 1935 по 2005 годы вплоть до недавней реставрации Большого. Первая персональная выставка Федоровского прошла в 2014 году в Третьяковской галерее, в залах на Крымском валу.
Георгий Лапшин. «Рыбацкие лодки» (1930-е, холст, масло. 50×60 см)
Георгий Лапшин (George Lapchine) родился в 1885 году в Москве, умер в 1950 в Париже. Художник эмигрировал в 1922 году, и, пожив в Германии и Италии, с 1924 стал жить в Париже, работал в разных городах Франции. Известен и как театральный художник: он оформлял постановки «Опера комик» в Париже, Барселонской оперы, Национального театра Литвы, а также представления ночных кабаре «Фоли-Бержер» в Париже и «Сезам» в Монте-Карло. С 1925 года Лапшин выставлял свои картины в салоне Независимых.

Что интересно, художник был известен и как певец-тенор (он работал в Русской Опере в Париже), и выступил и в качестве режиссера, поставив в 1926 году на сцене Королевской оперы Ковент-Гарден «Сказание о невидимом граде Китеже». Георгий Лапшин известен своими пейзажами: говорит о синтезе опыта импрессионистов и элементов техники старых мастеров.

Георгий Лапшин. «Розы». (1927, холст, масло. 60×50 см)

Выставка работает всего шесть дней, однако выставочный зал принимает посетителей до 22.00
Сообщая о выставке, публику информируют и о том, что в сентябре 2015 года сотрудники Фонда имени К. А. Коровина «Спасём вместе» и сотни энтузиастов помогли открыть первый мемориальный музей Коровина в его родовом доме в деревне Охотино (Переславский район Ярославской области). Сейчас Фонд планирует увековечить память великого художника в Москве и готовит совместный проект с МГАХИ им. В. И. Сурикова, здание которого стоит как раз на месте дома, в котором родился и провёл своё детство Константин Коровин.
Материал подготовлен по информации Библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова, галереи «Веллум», и собственным материалам Артхива. Титульная иллюстрация: К. Коровин, «Рыбалка. Охотино» (1911 г., холст, масло. 69,1×84,1 см)
КомментироватьКомментарии
HELP