Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Новый подход к своей коллекции предлагает Музей Прадо в Мадриде. Галерея открыла выставку под названием«Метаживопись», которая даёт посетителям возможность увидеть знакомые работы в новом контексте и поощряет различные интерпретации. Что ещё благородные доны могут открыть в давно знакомых работах Тициана,Мурильо,Бернини,Дюрера и Гойи?
«Метаживопись» — это четвёртая выставка в серии,посвящённой переосмыслению собрания Прадо. Цикл начался в 2010 году ретроспективой Рубенса и продолжился экспозициями«Пленительная красота»(2013) и «Гойя в Мадриде»(2014).
«Метаживопись» — это путешествие,которое начинается с мифологических и религиозных повествований об истоках изобразительного искусства на заре современной эпохи и завершается 1819-м — годом основания Прадо. Таким образом выставка также отмечает 197-ю годовщину образования музея как храма искусства.
Вся экспозиция выстроена на двух основных«точках»: испанской королевской коллекции и собрании испанского искусства. Это два взаимодополняющих аспекта: эволюция испанского искусства определялась существованием королевской коллекции.
На выставке представлены картины,рисунки,гравюры,книги,медальоны,образцы декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Часть этих работ взята взаймы,в том числе — у Национальной галереи в Лондоне,Музея изящных искусств в Севилье и так далее.
Все 137 работ в экспозиции относятся к искусству или к его изображению. Это могут быть автопортреты создателей — Тициана,Дюрера,Мурильо,Бернини и Гойи — или картины,содержащие другие произведения,например,«Святой Бенедикт разрушает идола» Риччи и «Паллада и Арахна» Рубенса. Также они могут анализировать вопросы,связанные с определением искусства и его истории(книга«Принципы» Хосе Гарсии Идальго и «Портрет Гаспара Мельчора де Ховельяноса» Гойи).
Слева: Хосе Гарсия Идальго,«Бог-Отец пишет „Непорочное зачатие“»(ок. 1690)
«Путешествие» по выставке разделено на несколько этапов. Пятнадцать разделов,посвящённых взаимосвязи между искусством,художником и обществом,рассматривают конкретные вопросы. Среди прочих это — роль«картины в картине», попытка художников вырваться из изобразительного пространства и продолжить движение к зрителю; места для создания и коллекционирования предметов искусства; важность понятий любви,смерти и славы в современном художественном мире.
В этой выставке Музей Прадо также отдаёт дань 400-летию со дня смерти Мигеля Сервантеса
В экспозицию включён раздел о «Дон Кихоте», который кураторы соотнесли в картиной Диего Веласкеса«Менины». Обе работы были созданы во время испанского Золотого века и представляют собой вершины западной литературы и живописи. Так же,как текст Сервантеса является«романом в романе», так и картина Веласкеса представляет собой«картину на картине». На ней живописец не только изображает себя за работой,но поднимает важные вопросы о потенциале изобразительного искусства и роли художника.
Физически«Менины» не присутствуют на выставке — вместо картины представлено её факсимиле,рядом с которым выставлено издание двух частей«Дон Кихота». Они напоминают посетителям,что оба этих шедевра испанского Золотого века являются ориентирами в истории метаповестования.