Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста

Венская Альбертина представила цветную ксилографию эпохи модерна

Мне нравится0       0  
Примерно в 1900 году Вена была плавильным котлом культуры, европейским бастионом искусств и наук. Союз австрийских художников — Сецессион — освоил новую художественную область и посеял семена, из которых затем вырос венский модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
. Выставкой «Цветная ксилография в Вене 1900-х годов» галерея Альбертина отмечает малоизвестный раздел этого направления. Здесь представлены приблизительно 100 произведений Карла Молля, Коломана Мозера, Эмиля Орлика и других выдающихся мастеров.
На рубеже веков художники целиком заново открыли одну из старейших в мире печатных техник — цветную гравюру на дереве. Элегантные линии и контрастные оттенки в сочетании с новыми идеалами ар-нуво сделали эта работы популярными среди коллекционеров.
Популярности ксилографии способствовал в первую очередь венский Сецессион. После разрыва с ретроградным стилем эпохи Рингштрассе в 1897 году, «раскольники» во главе с Густавом Климтом открыли себя модерну. Все жанры были представлены поровну — в соответствии с идеей, что искусство должно пронизывать всю жизнь. Сецессион быстро стал самой влиятельной в Вене организацией художников.


Особую роль сецессионисты сыграли в развитии цветной ксилографии. Сам Климт не работал в этой технике, но другие известные «раскольники» — Карл Молль, Коломан Мозер и Максимилиан Курцвайль в период с 1900 по 1910 год подняли её статус и качество до невероятных высот. В первые четыре года XX столетия группа организовала несколько экспозиций, в которых гравюрам на дереве отводилось значительное место. А в 1908 году одним из ярчайших арт-событий в Вене была выставка Kunstschau, где принял участие весь цвет австрийских гравёров.

Слева: Людвиг Генрих Юнгникель, «Фламинго» (1909)

Карл Антон Райхель, «Обнажённая» (1909)
Не менее важную роль в популяризации венской цветной ксилографии сыграли периодические издания. Между 1898-м и 1903 годами роскошно иллюстрированный журнал Сецессиона Ver Sacrum («Весна священная», — лат.) опубликовал около 220 цветных гравюр на дереве, тем самым распространяя идеи «раскольников» в форме изысканных книжных иллюстраций. Впрочем, их цена сужала аудиторию до состоятельных людей.
Йозеф Штойцнер, «Закат в горах» (1910)




Сецессионисты не изобрели ничего нового, а лишь обратились к одному из старейших печатных процессов в мире: в Китае первый отпечаток на бумаге был сделан ещё в IV веке, а примерно в 1500 году Альбрехт Дюрер поднял ксилографию к вершине мастерства в Европе. Но вскоре гравюру на дереве потеснили другие техники, и долгое время она считалась устаревшей — пока не получила широкое распространение в Европе в XIX веке. Революцию в этой области произвёл Эдвард Мунк, который открыл её радикально новые выразительные возможности в преддверии модернизма.




Слева: Карл Мозер, «Бретонская девочка» (1904)

В отличие от чёрно-белой ксилографии, цветная требует создания отдельных печатных блоков для каждого цвета. На каждом из них рисунок инвертирован: выступающие линии затем оставят отпечаток на бумаге, а прорезанные участки не оставят следа. Для получения конечного изображения печатные блоки используются друг за другом. Цвета каждый раз можно варьировать, поэтому некоторые произведения дошли до нас в разных версиях.
Людвиг Генрих Юнгникель, «Жнецы» (1903)
В экспозиции представлены и другие техники, например, линогравюра×
Линогравюра – одна из самых популярных техник печатной графики. Это способ получения изображения, при котором рисунок вырезают на линолиуме, толщиной до 3 мм, покрывают полученные контуры краской, а после делают их оттиск на бумаге. Техника возникла в конце XIX – начале XX века вместе с изобретением линолиума и позволила создавать масштабные гравюры.
читать дальше
. Её отпечаток зачастую мало отличается от ксилографического. Иллюстрация Людвига Генриха Юнгникеля, приведённая выше, выполнена методом трафаретного напыления.
  • Людвиг Генрих Юнгникель, «Три гиацинтовых ара» (1909)
  • Людвиг Генрих Юнгникель, «Голова льва» (1909)
Выставка «Цветная ксилография×
Ксилография – техника получения гравюры на дереве и последующего перенесения изображения на бумагу. Деревянную поверхность шлифуют, после чего наносят рисунок и вырезают его ножом. Затем доску покрывают пигментом и делают отпечаток на мягкую бумагу. В зависимости от характера нанесения контура ножом, различают торцовую и обрезную ксилографию. С одной деревянной доски можно получить до 15 тыс идентичных экземпляров.
читать дальше
в Вене 1900-х годов» в галерее Альбертина продлится до 15 января.
По материалам artdaily.com и официального сайта галереи Альбертина в Вене. Главная иллюстрация: Карл Мозер, «Рыбацкая лодка в отлив» (1906)
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP