• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Арт-апрель в Одессе: русалки, Оперный, подвал, Афины - гуляем с мастерами

Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Времена, нравы и города причудливым образом переплелись в культурном пространстве Одессы. Великий Новгород, Иерусалим, Афины… Прошлое, настоящее, волшебное и библейское. Палитра апреля — в одесским музеях и галереях: вашему вниманию — «культурный маршрут» от нашего автора. Мастерские акварели Пустовойтова и русалки да море Лекомцева, Библейские мотивы в ярких красках Бриндача, «подвальная» выставка странностей и Одесско-Афинские виды Потеряйко — щедрый улов!

"Есть город, который я вижу во сне..."

Есть даты и темы к которым одесситы относятся особенно трепетно. Это тема основания «Мамы», ее обороны и освобождения. Так, в выставочном зале Одесского муниципального музея личных коллекций им. А.В. Блещунова открылась выставка акварелельных работ «Послевоенная Одесса в акварелях Семёна Пустовойтова».
Примечательно, что художник родился в Одессе в знаменательный для нашей страны день — 9 мая, правда в 1921 году. В 1939 году поступил в Одесское среднее художественное училище, откуда в 1940 г. был призван в армию. Через год началась война, которая привела его на новгородскую землю.
Памятники северного зодчества произвели на него такое сильное впечатление, что он решил вернуться сюда навсегда — после войны. Пустовойтов еще при жизни стал подлинным «классиком» благодаря акварелям, посвящённым древнему Новгороду. Это около 500 (!) работ, часть которых хранится Новгородском музее-заповеднике.
Мастер щедро дарил свои произведения друзьям и знакомым, в частности — одесскому коллекционеру Александру Блещунову, с которым тесно дружил. На основе коллекции Блещунова и был основан «Музей личных коллекций», так что место проведения выставки — не случайно.

Ее центральная тема отражена 25 работами, созданными вскоре после войны и представляющими городские пейзажи Одессы, главный герой которых — архитектура. Пустовойтов связи с родным городом не терял! Что интересно, на многих его работах — Одесса «зимняя», непривычная. Еще и некоторые одесские виды ныне, к сожалению, сохранились только в работах мастера.

Греческая "сестра" Одессы

Этот город построен на месте античных эллинских поселений, два века назад он стал новой родиной для греческих беженцев, а позже центром национально-освободительного движения за независимость Греции. Так что «греческий след» прослеживается и в облике Одессы, и в искусстве. Историко-краеведческий музей в апреле радует выставкой «Афины — Одесса», которая приурочена к 220-летию Одессы и тем связям, которые соединяют Одессу и Грецию.
Автор выставки — известный одесский художник и путешественник Виктор Потеряйко. С 1973 г. он является членом Национального союза художников Украины, с 1998 г. — вице-президентом Союза маринистов Одессы. А сегодня он предлагает зрителю открыть для себя греческую Одессу и одесскую Грецию.

Волшебный улов дяди Саши

Если его картины попробовать на вкус, то наверняка они окажутся солеными, как морская вода или добрая шутка. Выставка Александра Лекомцева открылась в Одесском Художественном музее.
Посетители хмурым весенним днем согреваются теплыми работами Лекомцева. Я лично борюсь с желанием потихоньку утащить одну из рыбок в детскую. Художник радуется, что исполнил мечту отца, который работал на одесской ювелирной фабрике и мечтал, чтобы сын поступил в Грековку. Сын так и сделал. Правда поначалу увлекся политическим плакатом и только в 1991 году пришел к живописи.

Сегодня картины Лекомцева находятся во многих частных коллекциях Украины, США, Германии, Италии, Греции, Турции, Польши и вероятно где-то на дне морском. Иначе откуда столько сказочных морских композиций?

Искусствовед Галина Богуславская отмечает, что в одном экспозиционном пространстве уживаются два очень различные направления:
 — Сдержанные, почти документальные, морские пейзажи. Как например, «Саргассово море», «Молчание камней», «После шторма»…
 — Декоративные яркие композиции на тему экзотического подводного мира тропиков, с блеском золота и серебра, объемными элементами коллажа — «Заповедник Рас-Моххамад», цикл «Водный мир», «Временной портал».

«Шикарная выставка, — восторгаются посетители в книге отзывов. И явно слышится упор на одесское „щи“. — Краски жизни просто блещут. Дядя Саша, спасибо!». А «дядя Саша», явно отдавая должное берегам Черного и Саргассова морей, вновь и вновь возвращается к Одессе-маме — «Фонтанские камни», «Старый пирс», «Аромат прибрежных трав», «Солнце далекого детства».

О чем грустят "Желтые великаны"...

«Желтые великаны» рядом. Буквально за углом — углом Одесского художественного музея, а точнее — в его подвале. Здесь в царские времена была котельная, в советские — слесарные мастерские. На сводах сохранились уникальные росписи, которые напоминают о выставке домоустройства 1895 года, проходившей на территории музея — тогда дома Нарышкиных.


На ступеньках подземелья меня встречает черный кот и честно намяукивает, что здесь сказки не жди, по крайней мере, доброй. Да и что хорошего может означать словосочетание «Семантическая деменция», а именно так названа выставка? Медицинский справочник просвещает, что люди с таким диагнозом неспособны улавливать смысл и подтекст зрительно воспринимаемых символов. Видимо, авторы выставки, а это преподаватели Грековки — Андрей Ахтырский, Игорь Варешкин, Сергей Папроцкий, нашли эти симптомы в окружающем мире.
Экспозиция состоит из живописных полотен, работ, выполненных на бумаге и картоне в технике коллажа или экспромтов акрилом, скульптур из комбинированных натуральных материалов. В ход пошли газеты, гвозди, доски. Впечатление — от мрачного до смешного.

Символично, что галерея была открыта 21 декабря 2012 года, по ряду прогнозов, этот день был признан концом света. В день открытия выставки погас свет и мрачные своды подземелья, были помножены на нерадостные работы художников и скульпторов и, вероятно, на сложное настроение посетителей. И «лучом света» в этом темном царстве был свет мобильных телефонов.

«12 колен Израилевых»

Сразу две выставки под таким названием открылись одновременно в Одесском Доме — Музее имени Н.К.Рериха и Иерусалиме. Оригиналы картин представлены в Израиле, а авторские копии были отправлены в Украину.

Автор проекта — израильский художник с украинскими корнями Виктор Бриндач. Он известен как скульптор, театральный художник, иллюстратор книг, мастер элитарной станковой живописи. Живопись Виктора Бриндача находится в собраниях Украины, России, Израиле. В частности, в Музее современного еврейского искусства в Москве, а цикл «Буквы еврейского алфавита» (22 работы) — в Канцелярии Премьер-министра Израиля (Иерусалим).

Искусствовед Галина Богуславская отмечает, что «тема „Двенадцати колен Израилевых“ на сюжет благословения Иаковом своих сыновей занимает одно из почетных мест в живописи начиная с предренессансного периода».

В своих работах Бриндач оттолкнулся от символики драгоценных камней, указанных в тексте «Книги Исхода». Его картины искрят и переливаются, волнуют и завораживают. Они наполнены явным и тайным смыслами. К ним хочется возвращаться снова и снова, что вероятно, я в ближайшее время и сделаю.


"Горизонты темпоральности"

В конце апреля одесские художники собрались посягнуть не только на пространственнные, но и на временные границы, выбрав с качестве точки опоры пейзаж, а орудия труда — кисть. 22 апреля Одесский музей западного и восточного искусства откроет выставку работ известных одесских художников «Горизонты темпоральности».

«Созерцая живопись, мы выходим из своего времени и погружаемся в запечатленную вечность. Если время это судьба из пункта, А — рождение, в пункт Б — смерть, то выход в живопись есть выход из своей судьбы и попадание в мир иной, в запечатленную автором идею-вечность. В мир, в котором можно объективно находиться вне времени, в пространстве вечности», — говорится в анонсе выставки.
Иллюстрации — работы Александра Ройтбурда и Любови Токаревой. Ждите отдельного обзора «одесского иномирья» от автора Артхива — «Горизонты…» будут двигать такие всемирно известные мэтры как Александр Ройтбурд — всего 23 мастера. До встречи на нашей следующей арт-прогулке по Одессе!
Автор: Светлана Лехтман
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: