Регистрация

Улыбка и жизнь: рисунки Леонида Сойфертиса в Государственном музее А.С. Пушкина

Мне нравится1       0  
Искусство этого художника невозможно представить без всепроникающей улыбки, обнажающей его «редкостное умение показать, как много интересного и смешного в обыкновенных человеческих действиях: в том, как люди едят, пьют, загорают…». В выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате проходит выставка Улыбка и жизнь! Графический кодекс Леонида Сойфертиса", приуроченная к 105-летию со дня рождения одного из интереснейших и неординарных мастеров графики ХХ века.
На выставке, организованной галереей ГРОСart совместно с Государственным музеем А. С. Пушкина, представлено более 60 работ 1930-х-1970-х годов из собрания семьи Леонида Сойфертиса, а также из частных коллекций. Многие из произведений, входящих в его популярные серии «Старая Москва», «Метро», «Московские жанры», «Спорт», экспонируются впервые.
Леонид Сойфертис. «Арбузы». 1979
Леонид Сойфертис (1911—1996) прошел цельный, интенсивный и последовательный в своем профессиональном совершенствовании путь. Перебравшись в 1930 году в российскую столицу из Харькова, он еще до войны зарекомендовал себя как талантливый художник газет и журналов, неутомимо оживлявший своими рисунками такие популярные издания, как «Комсомольская правда», «Прожектор», «Огонек», «Смена» и «Крокодил». Удивительно «живые» работы значительно превосходили формат «агитки на злобу дня»! В годы Великой Отечественной войны Леонид Сойфертис — сотрудник фронтовой газеты, участник обороны Одессы и Севастополя.
Леонид Сойфертис. «Городки». 1969
В своем творчестве Леонид Сойфертис оказывается приверженцем как бы сформулированного им самим строгого графического кодекса, который, по верному замечанию одного из критиков, «определяется пластической достоверностью жеста, образа, а не литературной интригой».

Упорно отстаивая принципы человечности, которой порой так не хватает современному искусству, Сойфертис выглядит подлинным аристократом графического мастерства, настоящим убежденным рыцарем своей профессии.
Леонид Сойфертис. «Вундеркинд». 1952
Улыбка и тонкая ирония не только определяет пластические и сюжетные нюансы произведений Сойфертиса, но и отражает саму эволюцию его творчества, отличаясь большей карикатурной остротой в 1930-е годы, становясь тоньше и лиричнее в сериях военной графики, претерпевая некую романтизацию повседневности в работах 1950-х-1970-х годов.
Леонид Сойфертис, «Маникюр». 1938
«…Хотя „Крокодил“ собрал очень мощных и разнообразных художников, там всякое встречается — есть и комиксы, есть некарикатурные рисунки, есть великолепная графика и, наконец, есть просто гениальные зарисовки жизни. При всем вранье и пропаганде, журнал очень точно отражал свое время. То есть почти всю советскую жизнь. Это — довольно жуткая, хотя местами и смешная летопись» — так охарактеризовала «Крокодил» Светлана Дорошева, художник-иллюстратор, принимавшая участие в подготовке проекта «История глазами Крокодила. ХХ век». Говорит Светлана и о художниках, создававших работы… Поклонникам современной книжной иллюстрации предлагаем прочесть наше полное (разумеется, иллюстрированное) интервью со Светланой Дорошевой.
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 13, 1953 год
Здесь и ниже — иллюстрации Леонида Сойфертиса со страницы Сфетланы Дорошевой в соцсети Фейсбук
Способность Леонида Сойфертиса постоянно внутренне улыбаться всему происходящему наделяет его графические композиции такой свободой и непосредственностью воплощения, которые воспринимаются завидной визитной карточкой искусства этого московского художника. На фоне насыщенного и динамичного развития отечественного графического искусства в ХХ веке творчество Леонида Сойфертиса уже давно вызывает заслуженный интерес.
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 4, 1936 год
Вот что писал о Леониде Сойфертисе всвоих «Литературных портретах» его современник, писатель Валентин Катаев: «Народ знает и любит Сойфертиса. Прежде всего, он очень оригинален. Его индивидуальность неповторима. Сойфертиса всегда можно узнать среди десятков других мастеров. Тонкая, гармоничная линия. Скупость, лаконичность и много воздуха. Простая, как бы эскизная и вместе с тем очень законченная композиция. Острый карандаш. Перо. Легкая акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
. Излюбленная форма художника — жанровые зарисовки. Сойфертис никогда не расстается с блокнотом. Он рисует всегда и везде».
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 7, 1936 год
Выставка «Улыбка и жизнь! Графический кодекс Леонида Сойфертиса» работает до 2 октября 2016 года.
А для тех, кто выставку посетить не сможет, ниже мы публикуем еще несколько замечательных работ Леонида Сойфертиса.
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 10, 1946 год
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 18, 1973 год
Леонид Сойфертис, «На пляже»
Леонид Сойфертис, «На скамейке»
Леонид Сойфертис, «Коляски»
Леонид Сойфертис, «Защитники»
Леонид Сойфертис, «Уборка эскалатора»
При подготовке материала использован пресс-релиз Государственного музея А. С. Пушкина.
Титульная иллюстрация: Леонид Сойертис, «В бане».

КомментироватьКомментарии
HELP