Регистрация

В итальянском Ровиго предлагают путешествие путями набидов и Гогена

Мне нравится2       0  
Увлекательную историю представляет в своих обновлённых залах Палаццо Роверелла в итальянском Ровиго. Герои выставки «Набиды, Гоген и авангард итальянской живописи» — Поль Гоген, Поль Серюзье, Куно Амье, Эмиль Бернар и другие значительные художники конца 1800-х — начала 1900-х годов, ставшие арт-легендами. Сто их работ, собранных в экспозиции, создают иконографическое путешествие через цвета и эмоции.
Выставка даёт зрителю исключительное понимание ситуации, в которой зарождались тенденции, оказавшие глубокое влияние на историю западной живописи.
Поль Серюзье. Молодая бретонка с кувшином


Группа «Наби» сформировалась в 1888 году под началом Поля Серюзье. Летом этого года он побывал в Понт-Авене, где оказался под влиянием идей Поля Гогена. Вернувшись в столицу, художник показал своим друзьям — Пьеру Боннару, Морису Дени, Эдуару Вюйару — коробку из-под сигар с пейзажем, написанным под руководством Гогена. Живописцы, ни одному из которых ещё не было 20 лет, решили стать новыми пророками в искусстве (отсюда и название группы «Наби» — от древнееврейского «нави», «пророк»).

Устав от модных тогда импрессионистов, зацикленных на изображении природы, набиды решили сосредоточиться на декоративной обобщённости форм, главенстве цвета и стилизации народных и средневековых мотивов.

Слева: Поль Серюзье, «Молодая бретонка с кувшином» (1892)

«Хватит правдоподобия, хватит пропорций, достаточно нюансов и импрессионизма. Переходим к ярким, плоским поверхностям, отменяем перспективу и выделяем фигуры контуром, как в традиционных средневековых витражах», — писал теоретик движения Морис Дени.
Морис Дени. Пасхальное утро



В свою очередь Серюзье, который выступил соавтором Дени в работе «АБВ живописи», отметил, что пропорции в картина основаны «…на первых, самых простых числах, на их производных, их квадратах, их корнях».

«Очевидно, что в доктрине набистов присутствует очень сложный символизм, связанный как с философскими, так и с теософскими доктринами. Число три означает у набистов Бога, творца, число четыре — „равновесие материи“, число семь „выражает единство Творца и творения, три плюс четыре. Оно стерильно, потому что является числом осуществлённого творения“», — отмечают искусствоведы Елена Ильина и Максим Буров.

Слева: Морис Дени, «Пасхальное утро» (1892)

Идеи набидов, как пишут кураторы выставки, распространялись по Европе «от моря до моря, вернее, от океана до [Венецианской] лагуны» сложными, переплетёнными путями. В Италии их подхватили такие художники как Джино Росси, Оскар Гилья и Каньяччо ди Сан Пьетро.
Каньяччо ди Сан Пьетро. Женщина в зеркале (Наталино Бентивольо Скарпа)
  • Каньяччо ди Сан Пьетро, «Женщина в зеркале (Наталино Бентивольо Скарпа)» (1927)
  • Оскар Гилья, «Женщина в белой рубашке, расчёсывающая волосы» (1909)
В качестве отправной точки для выставки «Набиды, Гоген и авангард итальянской живописи» выбраны пейзажи Поля Гогена, написанные в Бретани, а ныне хранящиеся в галереях Манчестера и Милана. Здесь же есть обязательные, хоть и относящиеся к более позднему времени изображения женщин с острова Таити.
Поль Гоген, фрагмент картины «Коровы на водопое» (1885) из коллекции Галереи современного искусства в Милане
«На самом деле настоящая революция в творчестве Гогена произошла после его встречи с Эмилем Бернаром, известным художником, который лучше всего отразил дух „Наби“. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, они работали вместе, влияли друг на друга и на своих последователей. Последний раздел этой выставки посвящён наследниками созданной ими художественной вселенной», — рассказал куратор экспозиции, профессор Джандоменико Романелли.
Выставка «Набиды, Гоген и авангард итальянской живописи» в Палаццо Роверелла в Ровиго продлится до 14 января 2017 года.
По материалам официального сайта Палаццо Роверелла и других источников. Главная иллюстрация: фрагмент картины Поля Гогена «В Бретани» (1889)
Комментировать Комментарии
HELP