Регистрация

Венская галерея Альбертина чествует пуантилистов, Ван Гога, Матисса и Пикассо

Мне нравится12       0  
Художник Жорж Сёра всего лишь несколькими картинами основал стиль, который сыграл ведущую роль в современном искусстве — пуантилизм×В 80-х годах XIX века импрессионизм начал заходить в тупик, и молодые художники старались придумывать новые техники, переосмысливать популярный стиль. Их назвали неоимпрессионистами. читать дальше . Ныне это пленительное направление находится в центре многогранной выставки «Сёра, Синьяк, Ван Гог: пути пуантилизма» в венской галерее Альбертина. Сто избранных шедевров главных его представителей, а также впечатляющие работы Ван Гога, Матисса и Пикассо, которые были очарованы точечной техникой, иллюстрируют пуантилизм×В 80-х годах XIX века импрессионизм начал заходить в тупик, и молодые художники старались придумывать новые техники, переосмысливать популярный стиль. Их назвали неоимпрессионистами. читать дальше во всём его блеске и значимости.
Жорж Сёра внезапно скончался в возрасте 31 года в 1891-м, но уже тогда Камиль Писсарро представлял, что «изобретение» этого мастера «позже будет иметь весьма существенное значение"
для живописи.
Тео ван Рейссельберге. Сидящая обнажённая




Экспозиция, организованная совместно с музеем Крёллер-Мюллер, рассказывает историю пуантилизма с момента его создания в 1886 году. Выставка начинается с ранних новаторских работ Жоржа Сёра, Поля Синьяка и Тео ван Рейссельберге, проводит дугу к Анри Эдмону Кроссу, который трансформировал точки в крошечные квадраты и мозаики. Затем повествование переходит к шедеврам Винсента Ван Гога, ярким краскам фовистов, пятнам в кубистических работах Пабло Пикассо и абстрактным произведениям Пита Мондриана.




Слева: Тео ван Рейссельберге, «Сидящая обнажённая» (1905). Коллекция галереи Альбертина

Это комплексное представление проливает свет на уникальную метаморфозу точки и на достижения самих пуантилистов.
Анри ван де Велде. Женщина, сидящая у окна
Поль Синьяк. Завтрак, или Столовая
  • Анри ван де Велде, «Женщина, сидящая у окна» (1889)
  • Поль Синьяк, «Завтрак, или Столовая» (1887)
Живописцы, которых мы теперь называем «пуантилистами», в 1886 году своей необычной техникой бросили вызов авангардным импрессионистам, уже вошедшим в моду к тому времени. Последующее развитие живописи в Париже в конце XIX века показало, насколько пророческим было суждение Писсарро.
Художественный почерк Сёра, Синьяка и Рейссельберге свёлся к наименьшему возможному — точкам. Накладывая их как можно ближе друг к другу в соответствии с оптическим принципом смешения цветов, художники добивались невиданных до тех пор свечения и хроматических импульсов. Именно так реалистический взгляд на мир сменился изображением синтетической реальности, что в момент распахнуло двери для модернизма.
Ашиль  Ложе. Портрет мадам Астр
Тео ван Рейссельберге. Портрет мадемуазель Алисы Сет
  • Ашиль Ложе, «Портрет мадам Астр» (1892). Музей изящных искусств, Каркасон
  • Тео ван Рейссельберге, «Портрет мадемуазель Алисы Сет» (1888). Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Ле
Андре Дерен. Мост Ватерлоо

Синьяк после смерти Сёра начал вместе с Анри Кроссом усиливать световые контрасты и яркость, ввёл термин «дивизионизм». Его маленькие, системно расположенные точки вскоре превратились в линии. Тем самым Синьяк освободил художников от обязательных точек и молодое поколение, в том числе Анри Матисс и его окружение, а также Пит Мондриан вырвались из жёсткой системы Сёра.

Слева: Андре Дерен, «Мост Ватерлоо» (1906). Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Некоторое время приверженцем пуантилизма был Винсент Ван Гог. Поначалу он воспринял идеи Сёра с энтузиазмом: его палитра стала ярче, а пейзажи изобиловали точками. Но эта техника никогда не играла важную роль в его творчестве. Вскоре художник перенял более свободную форму выражения, которая лучше соответствовала его природе. В 1888 году он противопоставил холодному и рациональному пуантилизму индивидуальный эмоциональный стиль.
Анри Матисс. Попугайные тюльпаны

Нечто подобное случилось и с дивизионизмом в творчестве Анри Матисса. Основатель фовизма обращался к этой технике дважды — в 1897-м и в 1898 годах. Но вскоре, как и Ван Гог, Матисс и примкнувший к его движению Пит Мондриан отошли от пуантилизма. Последний под влиянием люминиста Яна Торопа начал экспериментировать прежде всего со световыми эффектами, опираясь на выразительные работы Ван Гога и анархическое искусство фовистов.

Слева: Анри Матисс, «Попугайные тюльпаны» (1905). Галерея Альбертина, Вена




Пабло Пикассо
также привлекли новаторские идеи пуантилизма. В общей сложности трижды — в 1901-м, 1914-м и 1917 годах — испанский художник заигрывал с идеями Сёра и вводил точки в свои работы. В первый раз его мотивом было желание соответствовать времени. Позже он использовал свободно расположенные точки в так называемом «рококо кубизме». В последний раз Пикассо обратился к этой технике в своём шедевре «Возвращение с крещения» (1917).







Слева: Пабло Пикассо, «Испанская танцовщица» (1901). Коллекция Нахмада, Монако

Выставка «Сёра, Синьяк, Ван Гог: пути пуантилизма» в венской галерее Альбертина продлится до 8 января 2017 года.
По материалам официального сайта галереи Альбертина. Главная иллюстрация: Поль Синьяк, «Венеция, розовое облако» (1909)
КомментироватьКомментарии
HELP