school_banner
Регистрация

К 400-летию Мурильо в Севилью вернулся «Праздник Порциункулы»

Мне нравится2       0  
В 2017 году исполнится 400 лет со дня рождения выдающегося представителя «золотого века» испанской живописи и лидера севильской школы Бартоломе Эстебана Мурильо. В связи с этим в родной город художника, Севилью, ненадолго вернулось масштабное полотно «Праздник Порциункулы». Оно станет одним из экспонатов юбилейной выставки в Музее изящных искусств.
Картина, которая до начала XIX века украшала алтарную стену капуцинского монастыря, ныне входит в коллекцию Музея Вальрафа-Рихарца в Кёльне.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 — 1682) известен в первую очередь своими религиозными произведениями. Вместе с тем, он написал значительное количество живых, реалистичных портретов цветочниц, уличных мальчишек и попрошаек — своеобразный и красочный отчёт о повседневной жизни своего времени.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Едоки пирожков
Бартоломе Эстебан Мурильо. Младенец Христос раздает хлеб паломникам
  • Бартоломе Эстебан Мурильо, «Едоки пирожков» (1670 - 1675). Старая Пинакотека, Мюнхен
  • Бартоломе Эстебан Мурильо, «Младенец Христос раздает хлеб паломникам» (1678). Музей искусств, Будапешт
Бартоломе Эстебан Мурильо. Автопортрет



Первым учителем художника был Хуан де Кастильо, прививший ему сухую, жёсткую манеру письма. В возрасте 26 лет Мурильо отправился в Мадрид, где королевский живописец Диего Веласкес позволил ему копировать работы Рубенса, ван Дейка и Хосе де Риберы, венецианских и фламандских мастеров из монарших коллекций, а также сам оказал значительное воздействие на становление молодого человека. Свидетельством этого влияния стали богатые цвета и мягкие формы на последующих картинах Мурильо.



Слева: Бартоломе Эстебан Мурильо, «Автопортрет» (ок. 1668 — 1670)

В 1645 году Мурильо вернулся в Севилью, и получил большой заказ на 11 холстов с изображением чудес францисканских святых от монастыря Св. Франциска Великого. С этого и началась его слава живописца (до наших дней дошло более 450 его шедевров). В 1660 году художник вместе с архитектором Франсиско Эррерой Младшим стал основателем Академии изящных искусств в Севилье.

Однако после смерти жены в 1664 году Мурильо резко снизил темпы работы. Новый этап его жизни начался с росписи алтаря в церкви Санта-Мария-ла-Бланка при монастыре августинцев. Сам художник жил при монастыре капуцинов, где также украшал алтарную стену. Одним из холстов и стал «Праздник Порциункулы».
Бартоломе Эстебан Мурильо. Видение святого Франциска в Порциункуле

Сюжет картины связан с Праздником Прощения, который проводится ежегодно 2 августа в Ассизи, где расположена небольшая церквушка под названием Порциункула. Именно там основал свой орден святой Франциск. По его просьбе Папа Гонорий III в 1216 году пожаловал индульгенцию всем, кто в этот день посетит это место.

«Праздник Порциункулы» (El Jubileo de la Porcíuncula) — это полотно внушительных размеров (4,3 на 2,95 м). Оно счастливо избежало участи многих произведений искусства, которые были разграблены в период наполеоновских войн. Картину спрятали в Севильской крепсти (алькасаре), а затем вывезли в Королевскую академию изящных искусств в Мадриде. В 1814 году она вернулась в монастырь капуцинов, монахи которого подарили холст художнику Хоакину Бехарано — в благодарность за реставрацию других шедевров Мурильо.


Слева: Бартоломе Эстебан Мурильо, «Видение святого Франциска в Порциункуле» (ок. 1667)

Впоследствии «Праздник Порциункулы» несколько раз менял владельцев, а в 1876 году стал частью собрания музея в Кёльне. Вернувшись в Севилью к юбилею своего создателя, шедевр был отреставрирован. Всего же к 400-летию Мурильо планируется восстановить 24 картины мастера из фондов Музея изящных искусств.
Главная иллюстрация: картина Бартоломе Эстебана Мурильо «Праздник Порциункулы» прибыла в Музей изящных искусств Севильи; фото: europapress. es
Комментировать Комментарии
HELP