Регистрация

Восстановить руку святого Серапиона на картине Сурбарана помог хирург

Мне нравится0       0  
Одно из самых знаменитых изображений святого Серапиона, сделанное художником Франсиско де Сурбараном в 1628 году, вернулось в зал Атенеума Уодсворта в штате Коннектикут после обширных восстановительных работ. Над полотном трудились реставраторы, искусствоведы, художники и даже… хирург.
Медицинская консультация понадобилась для точного восстановления одной из рук фигуры.
Напомним, деньги на реставрацию картины выделил исполнительный комитет арт-ярмарки TEFAF в Маастрихте.
Атенеум Уодсворта приобрёл «Святого Серапиона» (другое название — «Мученичество святого Серапиона») в 1951 году. Полотно было написано в лучших традициях тенебризма для погребальной часовни монастыря Босых мерседариев в Севилье (ныне там расположен Музей изящных искусств). Монументальная драматическая работа, которая считается одним из шедевров Сурбарана, рассматривает темы жертвоприношения, смерти и искупления.
Святой Серапион Алжирский (1179 — 14 ноября 1240) почитается в Католической церкви как первомученик ордена мерседариев. По преданию, этот человек родился в Ирландии или Англии и участвовал в крестовых походах в армиях Ричарда Львиное Сердце и Леопольда VI, а затем — в Реконкисте на стороне Альфонсо VIII. Постриг он принял в 1222 году после встречи с Педро Ноласко, который позже был причислен к лику святых. Целью ордена мерседариев было освобождение христиан, находившихся в мусульманском плену. В Алжире Серапион предложил себя в качестве заложника в обмен на нескольких пленников. Монаха казнили из-за того, что деньги не пришли вовремя, или же потому что он не прекращал проповедовать христианство. Сначала его пригвоздили к Х-образному кресту, а затем расчленили.

Сурбаран изобразил святого Серапиона стоящим, с руками, привязанными верёвками и цепью к горизонтальной доске. Несмотря на то, что голова монаха бессильно свесилась к правому плечу, вся фигура словно взлетает в небо. Картина заканчивается на уровне колен, а надпись на клочке бумаги слева сообщает зрителю, кто перед ним (см. фрагмент слева).

Работа производит сильное впечатление благодаря игре света и тени, характерной для тенебризма. Господство белого цвета ткани создаёт ощущение спокойствия, но тёмные тени в её глубоких складках придают напряжённости.

В 2003 году шотландский художник Алисон Уотт писал: «Сурбаран вывел скромную ткань одеяний святого Серапиона на божественный уровень чистым, великолепным белым [цветом]".
Во время реставрации эксперты сняли пожелтевший лак, покрывающий картину, и в результате белый заиграл дополнительными оттенками, а контраст между светом и тенью усилился.



Удалив следы ранних реставраций, учёные обнаружили, что краска вокруг правой руки святого значительно пострадала под воздействием среды. Всё, что осталось — это едва видимый большой палец, а также очертания указательного и среднего. Стало заметно и то, что предыдущие реставраторы неестественно прописали пальцы святого.

«Мы использовали даже самые незначительные фрагменты в качестве отправной точки», — сказал главный реставратор Ульрих Биркмайер.
С помощью фотографических методов моделирования учёные определили наиболее вероятную ориентацию и проекцию руки святого, сопоставив расположение руки натурщика в студии с тенями и фрагментами пальцев оригинала. Анатомически правильное положение остальных пальцев помог определить хирург. Выяснилось, что предыдущие реставраторы прописали их параллельными, тогда как естественным образом их кончики должны ниспадать косо к основанию большого пальца. Для восстановления первоначальных цветов команда использовала стабильные, но обратимые пигменты.
Этапы реставрации «Святого Серапиона». Фото: thewadsworth.org
Сейчас «Святой Серапион» присоединился к другим шедеврам эпохи барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
, выставленным в отремонтированных залах «Европейской галереи» Атениума. В их числе — картины Караваджо, Артемизии и Орацио Джентилески, Риберы, Сальватора Розы и Бернардо Строцци.
По материалам официального сайта Атенеума Уодсворта, artdaily.com и других источников
Комментировать Комментарии
HELP