Регистрация

Николай Фешин, Гертруда Стайн, Джорджия О'Киф и другие - большая компания Мейбл Додж на выставке в Таосе

Мне нравится4       0  
В Таосе жил эмигрировавший в Америку Николай Фешин, а пригласила его сюда Мейбл Дожд Лухан (1879−1962) — она и превратила местечко в штате Нью-Мексико в видную «культурную единицу», о которой писали даже Ильф и Петров. Русский художник написал портрет сумасбродной и царственной Мейбл — хит нынешней выставки в Музее искусств Харвуд. Экспозиция ее собрания невероятна, как и судьба героини. Какая женщина!
Кто такая Мейбл Додж, за что ее называли «творцом творцов» и почему в маленьком городке Таос на 5 тысяч жителей — 80 художественных галерей плюс три музея?
Жак-Эмиль Бланш (1861−1942), Портрет Мэйбл Додж и ее сына (ок 1908−1911).

Фото с открытия выставки «Мэйбл Додж Лухан и Компания: американские модернисты и Запад»: потомки легендарной Мейбл на фоне картины.

Дочь банкира из Буффало Чарльза Гансона, юная Мэйбл получила самое лучшее образование, которое мог себе позволить ее отец. Как и положено юным американкам, Мэйбл совершает путешествие по Европе. И, как часто бывало с молодыми американками, влюбляется без памяти в сына владельца парохода, Карла Эванса. Скоропалительный и тайный брак, сын и раннее вдовство — все это не сломило юную Мэйбл и только подстегнуло жажду к жизни молодой и успешной американки, будущей светской львицы и хозяйки великолепных салонов.

Фото с открытия выставки «Мэйбл Додж Лухан и Компания: американские модернисты и Запад».

Мейнард Диксон, «Зрители на крыше», 1931. Картина была написана во время пребывания художника в гостях у Мэйбл Додж Лухан в ее доме в Таосе.
Выставка «Мэйбл Додж Лухан и Компания: американские модернисты и Запад"в Музее искусств Харвуд - не просто иллюстрированная биография: само название подчеркивает как масштаб личности героини, так и водоворот событий вокруг нее. Как Мейбл оказалась центром этого вихря?
  • Фото с выставки: Марсден Хартли, "Нью Мексико 12 воспоминание"
  • Марсден Хартли, "Река Рио Гранде, Нью Мексико"
В 1905 году Мэйбл и ее второй муж, успешный архитектор Эдвин Додж, покупают неподалеку от Флоренции роскошную виллу Курония, построенную семейством Медичи в XV веке. Здесь супруги принимали многочисленных гостей — и местных, и приезжих.

Кого только не было среди посетителей салона Мэйбл на вилле Курония! Пианист Артур Рубинштейн, писатель Андре Жид, актриса Элеонора Дузе, писательница Гертруда Стайн со своей возлюбленной, писательницей же Алисой Токлас… Умная и живая, Мэйбл обладала незаурядными способностями налаживать контакты и сводить нужных людей, устраивая судьбы писателей и художников.
Виктор Хиггинс, «Winter Funeral»
Дороти Бретт, «Танец черепахи». 1947
Не станем подробно останавливаться на бурной личной жизни Мэйбл Додж — ее романы были частыми, интригующими и бурными, о чем она впоследствии написала в своей автобиографии «Интимные воспоминания» (1933). Упомянем лишь, что ее дружба с Гертрудой Стайн во многом поспособствовала продвижению последней на американский рынок. Большим прорывом стала статья, написанная Мейбл Додж для журнала Art&Decoration о творчестве Стайн.
После того, как заметки Гертруды о творчестве Пикассо и Матисса, которые опубликовал в своем журнале Camera Work известный американский галерист, фотограф и знаток живописи Альфред Стиглиц (супруг культовой ныне художинцы Джорджии О’Киф), были отмечены американской публикой, Стайн получила приглашение от Мэйбл погостить на ее вилле Курония.
Туда Гертруда прибыла со своей подругой жизни, Алисой Токлас. Итогом визита стало произведение «Портрет Мейбл Додж на вилле Курония», которое начинается одной из известнейших фраз Стайн: «Дни удивительны и ночи удивительны и жизнь приятна». Мэйбл была в восторге от литературного модернизма гостьи, заказала 300 экземпляров ее произведения, а также написала хвалебную статью о стиле нового, открытого ею литературного дарования. Так Гертруда Стайн стала известна в Америке.

Ингер Ирвинг Каус, «Hunting Cranes», 1916.

Неугомонная Мэйбл жила и наслаждалась вихрем событий, центром которых была. Третьим мужем Мэйбл стал живописец Морис Стерн (Maurice Stern), который в 1919 году уговорил ее поехать пожить в Таос — маленький городок, расположенный рядом с пуэбло (поселением) индейцев таос на севере штата Нью-Мексико. Это местечко не первое десятилетие привлекало к себе внимание художников: в 1898 году, с посещения Таоса художниками Бертом Филипсом и Эрнестом Блуменшайном, началось становление Таосской художественной колонии, а впоследствии и одноимённого художественного общества.

Марсден Хартли «Абстрактная композиция с символами американских индейцев»

Морис Стерн «Мэйбл Додж».
К тому времени в художественной среде Америки остро стоял вопрос самоидентификации. Вот художники и ехали в благостный Таос, чтобы писать скалистые горы, индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру. Состоятельная женщина, Мэйбл приобретает 12 акров земли с идеей создать в Таосе литературную колонию, руководствуясь советами местного жителя Тони Лухана, коренного американца.

Она строит большой дом с 18-ю гостевыми комнатами, а также пять отдельных коттеджей. Благодаря Мэйбл Додж и ее связям Таосская колония художников превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма.

Дом Мэйбл Додж Лухан в Таосе. Сегодня это Национальный исторический памятник США, здесь разместился отель с конференц-центром. Дом был куплен известным американским актёром Деннисом Хоппером, увидевшим его на съёмках фильма «Беспечный ездок»

Художники приезжали в Таос — и оставались, покоренные живописными пространствами, индейской самобытностью местных жителей и неповторимому духу свободы, который царил в художественной среде.
Мурал «Баффало», созданный племянницей Тони Лухана, Мериной, для Международного аэропорта Альбукерке. Мэйбл Додж стала проводником в мир искусства для Мерины Лухан, отправив ее учиться в школу Дороти Данн (Санта Фе).
Так появился Таос и в жизни русского художника Николая Фешина. Переехавший с семьей в США в 1923 году, Фешин первоначально работал в Нью-Йорке. Ему сопутствовал большой успех, а картины покупали, не дожидаясь, пока высохнет краска. Однако после того, как у художника обнаружили туберкулез, семья стала подыскивать новое место жительства с подходящим климатом. После долгих поисков друг Фешиных, английский художник Джек Янг-Хантер попросил Мэйбл Додж пригласить Фешиных в Таос.
Портрет «Человек из Таоса, Тони Лухан, Таос-Пуэбло», был создан известным американским фотографом Энселом Адамсом в 1930 году.
О жизни и творчестве Николая Фешина читайте в нашем материале «Дом, который построил Фешин: русский американец и его работы, вернувшиеся в Таос»

«Мистер Уитер Бинер посоветовал нам поехать в город Таос, в двух милях от которого находится большая деревня индейцев племени пуэбло. <…> Дорога шла между красными пемзовыми горами с плоскими, срезанными вершинами. Цвет их удивительно походил на цвет кожи Агапито Пина: спокойно-красный, старинный, потемневший красный цвет… День был сырой, плачевный, одновременно осенний и зимний. Сначала падал снежок, потом просеялся дождик, под конец дня надвинулся туман. Фары светили тускло, автомобили почти не попадались. Мы были одни среди грозной индейской природы. Глубоко внизу беспрерывно и негромко шумела Рио-Гранде. Достигнув Таоса, мы остановились в сером и голубом кэмпе кептэна О’Хей. <…> Дон Фернандо… рассказал нам, что из двух тысяч таосского населения около двухсот человек — это люди искусства. Они пишут картины, сочиняют стихи, создают симфонии, что-то ваяют. Сюда манит их обстановка: дикость природы, стык трех культур — индейской, мексиканской и пионерской американской, — а также дешевизна жизни…"

Илья Ильф и Евгений Петров, «Одноэтажная Америка» (1937).

Фото: Уильям Пенхаллоу Хендерсон, «Интерьер дома Мэйбл Додж Лухан»

Семья Фешиных приехала в Таос летом 1926 года. И осталась. Красота первозданной природы, горы Сангри де Кристо, пустыня и река Рио-Гранде — это был рай для художника. Колорита добавляли индейские поселения, испанские деревни, а также волшебная смесь культур коренных и пришлых народов. Николай Фешин построил для семьи потрясающий дом, каждая дверь которого была украшена резьбой — именно в Таосе у художника проснулась страсть к скульптуре и резьбе по дереву. Шесть лет, проведенные в Таосе, стали самыми яркими и плодотворными в американском периоде творчества Николая Фешина, а его рисунки местных индейцев искусствоведы считают одними из самых романтических и возвышенных образов «людей земли». Спустя год после своего приезда благодарный Фешин напишет портрет Мэйбл, которая к тому времени опять меняет мужа — и фамилию: теперь она Мэйбл Лухан. Портрет кисти Фешина также представлен на выставке в Музее искусств Харвуд и стал заглавным к этому материалу. В доме, который Фешин построил для своей семьи, нынче расположен один из трех музеев — Художественный музей Таоса.
Николай Иванович Фешин. Девочка из Таоса с подсолнухами
Николай Фешин, «Девочка из Таоса с подсолнухами». 1930. Картина на выставке не представлена.
Марсден Хартли, «Благословение арбуза». 1918
Джорджия О’Киф, «Таос, Нью Мексико»
Про Мэйбл Эванс Додж Стерн Лухан, урожденную Гансон, написано много книг и снято много фильмов. Ради нее и ее общества в Таос приезжали философ Карл Юнг, писатель Д. Г. Лоуренс, поэт Карл Сандберг, художник-авангардист Марсден Хартли. Некоторые, побывав в гостях у Мэйбл, оседали в Таосе и жили там годами. Так в Таосе оказалась и художница Джорджия О`Киф, жена уже упомянутого нами фотографа Альфреда Стиглица.

С первой поездкой Джорджии в Нью-Мексико ее картины изменились; одной из первых и самых известных «пустынных» работ стало полотно «Череп коровы: красный, белый и синий» (1931) — оно также представлено на выставке. О`Киф долгие годы приезжала в Нью-Мексико каждое лето, а в 1940 году купила себе дом — Ранчо Призраков, — где прожила долгие годы.

Еще одна яркая звезда, гостившая в Таосе благодаря Мэйбл Додж — Джон Марин, видный представитель первого поколения американских модернистов. За два летних сезона, в 1929 и 1930 годах, гостивший у Мэйбл в Таосе Джон Марин создал более ста акварелей, которые стали впоследствии основой его успешной выставки в МОМА. Вот как он описывал Таос: «Если ты думаешь, что знаешь, что такое свет, то отправляйся в Нью Мексико, чтобы увидеть свет намного более яркий, чем где-либо в Нью Йорке, Мэне или Белых горах».

На фото Пола Стрэнда — Джон Марин за работой

  • Джон Марин, "Нью Мексико, рядом с Таосом"
  • Джон Марин "Каньон Таоса"
После того, как Мэйбл прочла книгу известного английского писателя Дэвида Герберта Лоуренса «Море и Сардиния», она пригласила его вместе с женой Фридой приехать в Таос. Лоуренс был известен как автор самых откровенных для своего времени романов, а самый знаменитый — роман «Любовник леди Чаттерлей» (1928) — впервые издали без сокращений лишь в 1960 году. В восхищении от талантов Лоуренса Мэйбл решает подарить супругам одно из своих гостевых ранчо. В отличие от мужа, Фрида Лоуренс решила принять дар; взамен Мэйбл Додж получила рукопись романа Лоуренса «Сыновья и любовники». Как сказал сам Дэвид Г. Лоуренс, «Пуэбло Таос действует на меня так же, как старый монастырь. Когда попадаешь туда, ощущаешь, что прибыл по назначению. Прибыл — и будто заново родился…»
Художница из Англии Дороти Бретт приехала в Таос в 1924 году вслед за Дэвидом Г. Лоуренсом. Отношения трех женщин Лоуренса — жены Фриды, поклонницы Бретт и покровительницы Мэйбл — были достаточно сложными. Тем не менее, женщины дружили, что Дороти Бретт и запечатлела на своей картине «Мои Три Мойры (Мэйбл, Фрида, Лоренцо и Бретт с «Тоби»)". После кончины Лоуренса в 1930 году Дороти Бретт осталась в одиночестве на ранчо в Таосе, и последующие несколько лет дались ей нелегко. Однако с годами ее искусство приобрело определенный мистический оттенок, который сделал ее картины очень популярными.
Мэйбл Додж Лухан была политическим, социальным и культурным провидцем, хозяйкой салонов, «коллекционером гениев» практически во всех областях — живописи, фотографии, драме, психологии, радикальной политике и социальных реформах. Ее называли «творцом творцов». Красивая и щедрая. Женщина глубоких противоречий. Она ушла из жизни в 1962 году, оставив потомкам в наследство свои книги, свой дом и свой дух.
Слева направо: Мейбл Додж Лухан, Фрида Лоуренс и Дороти Бретт на крыльце дома Лоуренс, неподалеку от Таоса, около 1938.
Фото: denverpost.com
Выставка в Музее искусств Харвуд «Мэйбл Додж Лухан и Компания: американские модернисты и Запад» будет открыта до 11 сентября 2016, после чего переедет в Музей живописи и истории Альбукерке, Нью Мексико
(с 29 октября 2016).
Титульная иллюстрация: Николай Фешин, «Мэйбл Додж Лухан», 1927.
КомментироватьКомментарии
HELP