Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста

Спасенный шедевр Ильи Репина показывают в Киеве

Мне нравится12       0  
Вслед за показом 17-ти полотен старых мастеров из собрания Веронского музея в Киеве снова демонстрируют спасенный шедевр: специалисты подарили новую жизнь картине из собрания дома-музея Репина в Чугуеве. Мы побывали на открытии специальной выставки в Киевском музее русского искусства, узнав подробности о прекрасной даме и о портрете кисти Репина, с которым варварски обошлись грабители 13 лет тому.
«Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Е. В. Сапожниковой» подвергся варварскому отношению во время попытки ограбления Мемориального дома-музея И. Репина в Чугуеве. Музей русского искусства 12 июля представил публике отреставрированную работу и материалы по результатам научной реставрации, которая длилась почти два года.
На открытии выставки в Музее русского искусства Ю. Е. Вакуленко (директор Музея русского искусства), Диана Попова (директор департамента культуры Киевской госадминистрации), А. П. Безкровный (реставратор), С. А. Стрельникова (директор Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины).

Портрет Е. В. Сапожниковой, написанный в 1880 году, из семейной коллекции был передан в Третьяковскую галерею в 1936 году. Через тридцать лет работа поступила в только что основанный Мемориальный музей И. Е. Репина в Чугуеве. В этом доме художник с семьей жил в 1876—1877 годы, когда после окончания Академии искусств и стажировки за границей, художник приехал в город своего детства. Здесь родился его сын Юрий.

Фото: Мемориальный музей И. Е. Репина в Чугуеве (repin.in.ua)

В январе 2003 года грабители пытались украсть из музея две работы Репина — портреты Веревкиной и Сапожниковой. Благодаря сигнализации и оперативной работе правоохранительных сотрудников кражу удалось предотвратить и задержать одного из грабителей. Однако портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Сапожниковой был очень сильно поврежден — грабители его вырезали из рамы и грубо скомкали.
На открытии выставки директор Национального реставрационного центра Украины Светлана Александровна Стрельникова рассказала, что вернул жизнь работе один из лучших реставраторов центра — заведующий научно-реставрационного отдела масляной живописи Анатолий Павлович Безкровный: «Почти два года специалисты работали над ней, и проведя сложные консервативно-реставрационные работы, вернули произведению искусства первозданный вид».
И.Е.Репин «Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Е. В..Сапожниковой», 1880 год, холст, масло

Как отмечают реставраторы, самым сложным и трудоемким процессом было обновление целостности основы — тонкого льняного холста. Сломы и разрывы ниток холста были похожи на паутину и покрывали 70% поверхности работы, а общая длина сломов и разрывов составляла 9 метров! При этом сложность заключалась и в том, что холст со временем утратил свою эластичность и крошился. Каждый сантиметр разрывов склеивали специальным клеем встык, контролируя соответствие склеенных ниток. Участки, где нитки аутентичной основы были утрачены, заполнялись льняной «ватой» до уровня толщины основы.

Фото: www. officiel-online.com

О Национальном реставрационном центре и секретах ремесла реставраторов читайте в наших публикациях: «Волшебная профессия в искусстве: беседа с реставратором» и «Секреты реставрационного двора».

Во время проведения рентенографических исследований реставраторам удалось увидеть авторские перерисовки портрета.
Из научных источников известно, что для Ильи Репина характерны изменения в технике живописи в зависимости от поставленных задач. Начиная работать над портретом, художник наносил контур углем, после чего тонкой кистью жидкой краской делал общий рисунок, а затем наносил подмалевок. В некоторых случаях Илья Ефимович начинал лепить все формы и объемы фигур корпусными мазками, используя большое количество белил, — без предварительного рисунка. Этот прием он использовал и при создании этого портрета.
На выставке представлены также интересные биографические материалы, связанные с семьей Сапожниковых, - так, за внушительную благотворительную деятельность им было пожаловано потомственное дворянство.
Елизавета Васильевна в 1877 году вышла замуж за В. Г. Сапожникова, — основателя торгового дома «А. и В. Сапожниковы», который занимался изготовлением и торговлей тканями.
Образцы тканей мануфактуры «А. и В. Сапожниковых»
Весьма примечательны родственные связи Елизаветы Васильевны Сапожниковой (1856−1937), в девичестве Якунчиковой. Елизавета Васильевна была дочерью московского предпринимателя и мецената В. И. Якунчикова и Е. В. Алексеевой, которая приходилась тетей известному режиссеру К. С. Станиславскому. После смерти первой жены в 1861 году Якунчиков женился на двоюродной сестре Саввы Мамонтова — Зинаиде Николаевне. Ее родная сестра Вера Николаевна была женой П. М. Третьякова, а младшая сестра вышла замуж за художника В.Д.Поленова.
Увидеть работу И. Репина в Русском музее можно до конца июля, а затем портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше вернется в родные стены Мемориального музея в Чугуеве.
В новости использованы представленные на выставке материалы результатов реставрационных работ.
 Комментарии  11
Ирина Олих
, 14 июля 2016 07:31 0
Кроме заключений киевских реставраторов у картины еще и безупречный провенанс - в семейной коллекции Сапожниковых хранилась, а затем в Третьяковской галерее...
Sergei Yatsenko
, 14 июля 2016 07:39 0
Мои ученики пишут лучше. Посмотрите на кресло, на фон... Значит реставраторы полностью убили живопись, если, конечно она там была.
Sergei Yatsenko
, 14 июля 2016 09:12 0
Просто интересно, куда подевалась подпись с оригинала? Я рассматривал изображение в разном спектре, но даже намека на подпись на оригинале нет.
Ирина Олих
, 14 июля 2016 10:08 0
Подпись есть, вы взяли фрагмент картины до реставрации немного выше. Эта фотография была сделана со стенда на выставке, - на фото с фотографии такие детали сложно рассмотреть, хотя подпись все-таки видна. И в сети появилось фотография, сделанная с оригинала до реставрации
Sergei Yatsenko
, 14 июля 2016 13:16 0
Уважаемая Ирина, неужели вы верите в то, что Репин мог так плохо написать? Я скопировал эту статью в свой ФБ и там открылась большая дискуссия среди знакомых мне художников. Кого-то это рассмешило, кого-то убило наповал, но все в один голос возмущены такой наглой подделкой. Обратите внимание на неуверенную по-детски подделаную (не побоюсь этого слова) подпись на картине. Посмотрите на абсолютно по-дилетантски написанное кресло и этой, постите бахромой. Вот подписи маэстро. Они красивые и уверенные. http://images.google.…p;biw=1536
Наталья Кандаурова
, 14 июля 2016 15:13 0
Справедливости ради (и безотносительно этого полотна и результатов его реставрации): Илья Ефимович мог писать плохо, писал порой плохо - и делала это довольно продолжительное время. "...необходимо напомнить, что я познакомился с ним лишь за двадцать пять лет до его смерти, когда талант его был на ущербе" - это из воспоминаний Корнея Чуковского о Репине, примеров того, что талант был на ущербе. у Чуковского там предостаточно (их можно найти и в галерее Артхива, обратив внимание на поздние работы Репина). Другое дело, обсуждаемый здесь портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше был создан во времена репинского расцвета. Но есть еще и третье: безусловный шедевр Третьяковка не отдала бы в Чугуев:)
Наталья Кандаурова
, 14 июля 2016 15:15 0
И на всякий случай: тот факт, что у Репина есть откровенно слабые работы, не отменяет его гениальности.
Sergei Yatsenko
, 14 июля 2016 20:26 0
То что для Корнея Чуковского "плохо", для обычного человека, высший пилотаж, но здесь ведь пахнет откровенной профанацией. Конечно, доказывать что-то человеку, который не понимает, что такое цвет в живописи, колорит, техника... для которого нет разницы между работой первого курса детской художественной школы руки мастера бесполезно. Просто это не тянет даже на ученическую работу. Гению такое создать не под силу.
Sergei Yatsenko
, 14 июля 2016 22:38 0
Впрочем, жизнь продолжается. Желаю всем посетителям и администраторам этого сайта всех благ и творческих успехов :)
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP