Регистрация

Юбилейная ретроспектива Льва Бакста открылась в Москве

Мне нравится6       0  
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась масштабная ретроспективная выставка Льва Самойловича Бакста, посвященная 150-летию со дня рождения художника. Около двухсот пятидесяти произведений живописи, графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей собраны вместе и представлены взыскательной столичной публике.

Выставка «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения» воздает должное богатому и многообразному творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века.

Экспозиция переехала в ГМИИ им. Пушкина из Русского музея в Санкт-Петербурге всего за одну неделю; при этом количество представленных экспонатов расширено и дополнено, в том числе, предметами из коллекций Центра Помпиду (Париж) и Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Занавес «Элизиум», созданный художником для Театра Веры Комиссаржевской. Фоторепортаж выше — kudamoscow.ru, фото с открытия выставки ниже — с официальной страницы ГМИИ им. А.С.Пушкина в фейсбуке
Об ажиотаже на выставке Льва Бакста, прошедшей в Русском музее - читайте в нашем материале, который мы сопроводили специальным фоторепортажем.
«…Влюбленный в старину и в восточное искусство, Лев Бакст объединил экстравагантность модерна с чувством меры и здравым смыслом. Это уникальное смешение культур и разных эпох принесло ему огромный успех в России, Европе и Америке. При создании выставки у нас была одна точка запрета — американские собрания, очень богатые и нужные для этого проекта. К сожалению… мы не можем сотрудничать с американскими музеями. Надеюсь, скоро все изменится. У нас уже есть идеи о том, как делать выставки Бакста в больших европейских музеях, которые могут брать американские вещи. Таким образом мы обогатим представление о нашем любимом художнике» — рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина×Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. читать дальше Лошак (она на фото ниже).
Лев Самойлович Бакст, на Западе известный как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.
«"Успех? Триумф? — эти слова ничего не говорят и не передают того энтузиазма, того священного огня и священного бреда, который охватил всю зрительную залу».
Театральная эпоха Леона Бакста началась. Париж им опьянен. Современники говорили, что быть Бакстом — это и есть быть парижанином. Его боготворят. Каждое представление, к которому он прикладывает руку, становится событием.

Марсель Пруст пишет: «…Передайте Баксту, что я испытываю волшебное удивление, не зная ничего более прекрасного, чем „Шахерезада“»… По сути, Бакст произвел революцию не в российском, и не в парижском театре, а в мировом театральном искусстве.
…В какой-то мере «Русские сезоны» сделали Бакста. Их с Дягилевым отношения не были безоблачными, но они многое дали друг другу как профессионалы."
Лев Бакст в своем творчестве рассматривал балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами. Художник сотрудничал с такими выдающимися мпресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями, как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Габриэль д’Аннунцио.
Бакст радикально изменил способ существования артиста на сцене, освободив энергию его движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом. Он отходит от классической пачки и строгого корсета, одевая актеров в развевающиеся тончайшие ткани, украшенные смелыми узорами, насыщает сцену цветом. На выставке используются мультимедийные технологии: в глубине Белого зала на вполне реальной круглой сцене «танцует» гениальная Тамара Карсавина.
«…на торжественной церемонии открытия была представлена капсульная коллекция итальянского дизайнера Антонио Марраса, создателя именного бренда Antonio Marras, в прошлом — креативного директора модного дома Kenzo. Уникальная коллекция платьев была создана по мотивам рисунков и театральных эскизов Бакста…» — отмечают в одном из репортажей с открытия выставки.
фото — kudamoscow.ru
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Известный российский историк моды Александр Васильев предоставил для выставки более 10 экспонатов из своей коллекции, среди которых модные платья 1910−1920-х годов и театральные костюмы к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса».

Музей Академии русского балета имени А. Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы. Балет впервые был поставлен Русским балетом Сергея Дягелева 19 апреля 1911 года в «Зал Гарнье» (Монте-Карло) в рамках знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. Костюм Нижинского был расшит шелковыми лепестками цвета увядшей розы; поклонницы танцовщика мечтали достать хотя бы один такой лепесток — на память.

Фото: премьера балета «Призрак розы» («Видение розы») в исполнении Вацлава Нижинского.

Не забудьте посетить здание Отдела личных коллекций ГМИИ — здесь работают еще два зала экспозиции, где можно увидеть книжные иллюстрации и письма художника, а также несколько живописных работ. Неожиданное — работы художника к гоголевскому «Носу». Здесь же полотно «Встреча адмирала Федора Карловича Авелана в Париже 5 октября 1893 года», над которой Бакст работал шесть лет. Картина была заказана Баксту великим князем Алексеем Александровичем Романовым по случаю заключения союза между Россией и Третьей Французской республикой в 1891 году. Гениально выстроенная композиция погружает зрителя в самую гущу события.
Лев Бакст. «Встреча адмирала Федора Карловича Авелана в Париже 5 октября 1893 года».
Несмотря на то, что основной акцент выставки сделан именно на театральные костюмы и эскизы оформления спектаклей, живопись и графика также представлены достаточно широко — от портрета Сергея Дягилева и до знаменитой картины «Ужин», на которой изображена жена основателя «Мира искусства» Александра Бенуа. Здесь и знаменитый портрет Зинаиды Гиппиус в мужском костюме, портрет жены художника, дочери Павла Третьякова — Любови Павловны Гриценко, и грустная картина «Ваза», написанная перед разводом супругов. Кураторы постарались отразить все грани таланта великого художника, и пожалуй, им это блестяще удалось.

На выставке экспонируется редчайшее произведение Льва Бакста — одно из серии панно, заказанных молодоженами Джеймсом и Дороти де Ротшильд в год их свадьбы в 1913 году для украшения лондонского особняка. Семьдесят лет полотна были неизвестны широкой публике и малодоступны для изучения даже специалистам. Героями серии выступают родственники и друзья заказчиков, а также они сами. Это портретная галерея высшего света Европы — здесь есть политики, дипломаты, банкиры, коллекционеры. Созданные по мотивам сказки «Спящая красавица», эти панно с 1930 по 1991 год были размещены в доме Джеймса и Дороти де Ротшильд в Лондоне на улице Сент-Джеймс-плейс, 23.
После смерти Дороти де Ротшильд в 1988 году полотна, по завещанию ее мужа, передавались в дар музею Тель-Авива. Но наследник Джеймса и Дороти — лорд Джакоб Ротшильд — выкупил серию Бакста. Полотна были переданы на хранение в дворец-музей «Уодесдон. Коллекция Ротшильдов» (графство Букингемпшир, Великобритания), где они доступны для обозрения с 1993 года.
На выставке в ГМИИ представлено панно номер VII: «Прекрасный принц пробуждает принцессу поцелуем». 1922. Холст, масло. 212,2×84.

К выставке подготовлена большая образовательная программа. Каждый вторник в Главной колоннаде ГМИИ посетителей ждут лекции, посвященные жизни и творчеству Льва Бакста. Начало положила лекция куратора выставки Джона Боулта, директора Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии, США. Следующая в расписании — лекция — мастер-класс художника по костюмам школы-студии МХАТ Эмилии Герц «Сценический костюм: для чего… для кого… из чего… как…». Расписание будет дополняться, следите за событиями! Начало встреч в 19:00.
Выставка «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения» в ГМИИ им. Пушкина будет работать до 4 сентября. Экспозиция развернулась в главном здании и в Отделе личных коллекций.
Подготовлено по материалам пресс-релиза ГМИИ им. Пушкина.
Иллюстрации — страница ГМИИ в соцсети Фейсбук.
Титульная иллюстрация: Лев Бакст, «Эскиз костюмов беотийских девушек для балета Н. Н. Черепнина «Нарцисс», 1911.
Комментировать Комментарии
HELP