school_banner
Регистрация

Захватывающая выставка сюрреалистических шедевров открылась в Шотландии

Мне нравится3       0  
Шотландская национальная галерея продолжает удивлять поклонников искусства масштабными проектами. В конце июня готовится к открытию крупная международная выставка, посвящённая «отцу импрессионизма» Шарлю-Франсуа Добиньи. А пока в галерее современного искусства проходит экспозиция «Сюрреалистические столкновения: собирание диковин», где представлены 400 работ Сальвадора Дали, Хоана Миро, Рене Магритта, Джорджо де Кирико, Пабло Пикассо, Макса Эрнста и других звёзд искусства XX века.
Картины, скульптуры, гравюры, рисунки, книги и архивные материалы предоставлены четырьмя крупнейшими частными коллекциями и многие редко появлялись на публике.
Сюрреализм×
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
читать дальше
был одним из самых радикальных арт-движений ХХ века. Он бросил вызов традициям, взяв за основу изучение подсознания, мира сновидений и законов случайности. Возникнув в 1920-е годы в Париже из хаотического дадаизма (наиболее значительного отказа от традиционных ценностей, спровоцированного ужасами Первой мировой войны), он и спустя сто лет продолжает мощно влиять на массовую культуру.


Наиболее яркие работы на выставке — это «Великий параноик» (1936), «Телефон-омар» (1938) и «Впечатление от Африки» (1938) Сальвадора Дали, «Две сестры» (1915) Джорджо де Кирико, «Пьета» (1923) Макса Эрнста, а также «Сообщник фокусника» (1926) и «Воспроизведение запрещено» (1937) Рене Магритта.


Слева: Макс Эрнст, «Пьета, или Ночная революция» (1923)

Экспозиция также рассказывает личные истории замечательных людей, которые заказывали эти произведения со всей самоотверженностью и проницательностью.
Сальвадор Дали, диван «Губы Мэй Уэст» (1938) — один из трёх экземпляров, сделанных для бутика Эльзы Скиапарелли
Первые двое — поэт, издатель и меценат Эдвард Джеймс (1907 — 1984), а также художник, биограф и куратор Роланд Пенроуз (1900 — 1984) — приобрели большинство работ на пике развития сюрреализма в межвоенные годы. Они близко знали многих художников. Джеймс помогал Дали и Магритту, а Пенроуз был дружен с Максом Эрнстом. На выставке можно узнать о том, какое отношение Джеймс имеет к знаменитому дивану «Губы Мэй Уэст» (1938) Дали и «Красной модели III» (1937) Магритта, а также о роли Пенроуза в создании серии коллажей «Неделя добра» (1934) Эрнста.
«Воспроизведение запрещено» считается портретом Эдварда Джеймса, несмотря на то, что его лица не видно. На картине изображён поэт и покровитель Магритта, стоящий перед зеркалом, в котором отражается его затылок. Книга на полке — зачитанный экземпляр «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгара По (заглавие написано по-французски: Les aventures d’Arthur Gordon Pym). Эдгар Аллан По был одним из любимых авторов Магритта, и художник часто делал отсылки к писателю и его работам.
Другие знаменитые произведения, которыми владели эти два коллекционера — это «Маленькая ночная серенада» (1943) Доротеи Таннинг, «Голова каталонского крестьянина» (1925) Миро и «Дом напротив» (ок. 1945) Леоноры Каррингтон.
Картина Доротеи Таннинг «Маленькая ночная серенада» (1943) ныне принадлежит галерее Тейт в Лондоне
Собрания Пенроуза и Джеймса ныне рассеяны по миру, а вот Габриэль Кейллер (1908 — 1995) завещала всю свою коллекцию Шотландской национальной галерее современного искусства. Среди этих работ — «Коробка в чемодане» (1935 — 1941) Марселя Дюшана, «Неприятный объект, подлежащий выбросу» (1931) Альберто Джакометти и «Девочка, родившаяся без матери» (ок. 1916 — 1917) Франсиса Пикабиа.
«Пара голов, заполненных облаками» (1936) Сальвадора Дали представляет собой портрет художника и его жены Галы. Позы заимствованы с картины «Анжелюс» Жан-Франсуа Милле — одного из любимых живописцев Дали


Полноту выставке придают произведения из коллекции Уллы и Хайнера Питчей, которые свыше 40 лет создавали исторически сбалансированное собрание сюрреалистов. Недавно супруги представили его в Берлине, где живут до сих пор. В Шотландию они отправили такие значимые работы, как «Побоище» Андре Массона, голову «Ангела домашнего очага» Эрнста (ок. 1937), «Женщину с арабесками» (1931) Пикассо (см. иллюстрацию слева) и скульптуру Жана Арпа «Асис (Сидящая)» (1937).

Все четыре представленные коллекции различны по происхождению, историческим контекстам и творческим побуждениям. Но их объединяет высокий уровень качества, эстетической проницательности и приверженности коллекционеров сюрреалистическому движению.
Выставка «Сюрреалистические столкновения: собирание диковин» в Шотландской национальной галерее современного искусства будет доступна для посетителей до 11 сентября.
По материалам официального сайта SNGMA и artdaily.com. Главная иллюстрация — Поль Дельво, «Зов ночи» (1938)
Комментировать Комментарии
HELP