school_banner
Регистрация

“Художник, родившийся на 500 лет позже своего времени”. Невероятные рыцари Олега Денисенко в Киеве

Мне нравится28       0  
Странники, рыцари, алхимики и чародеи, мифические создания, библейские персонажи — таинственный мир львовского графика Олега Денисенко завораживает. Редкая удача — не только увидеть в Киеве работы известного кудесника, работающего под девизом «Antiquitas nova» (Новая древность), но и пообщаться с ним. Гостим на выставке «Равновесие» в Музее Книги и книгопечатания!
«Моих воинов нельзя ассоциировать с крестоносцами, которые принесли немало бед, жестоко уничтожив множество невинных людей. Мой рыцарь — это собирательный образ человека чести, у которого есть собственные убеждения и жизненная цель. Он близок Дон Кихоту Сервантеса — „рыцарю без страха и упрека“, который борется за справедливость… И эта борьба продолжается до сих пор…»
В экспозиции — 45 офортов, рисунки, пластика, а также работы, выполненные в уникальной авторской технике по левкасу

Олег Денисенко — львовский художник-график, скульптор. Обладатель 31 премии в международных конкурсах Великобритании, Словакии, США, Испании, Италии, России, Кореи, Румынии, Белоруси. Работы художника находятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях.

В 1994 году персональную выставку Денисенко в галерее «Olofstorm» посетил король Карл Густав и королева Сильвия, шведская пресса опубликовала статью под названием «Олег Денисенко — художник, родившийся на 500 лет позже своего времени». Книга с его гравюрами — в собрании музея Дюрера.

Олег Денисенко на открытии выставки «Рівновага» в Киеве. Фото (данное и выше): страница Музея книги и книгопечатания Украины на фейсбуке
Олег Денисенко «Автопортрет», дерево, левкас, масло
— Олег, ваш «Автопортрет», встречающий зрителей на выставке, напоминает работы старых мастеров. Вы ощущаете себя продолжателем их традиций?

— Для меня существуют две категории мастеров: художники, которые опираются на творческое наследие предшествующих поколений, — к ним я отношу и себя, — и художники-искатели, которые занимаются современным искусством и абсолютно новыми формами. Эти два лагеря сосуществуют параллельно и мне это нравится. В своем творчестве я ничего не исключаю — изучаю новые тенденции и черпаю вдохновение в старине.

А мой «Автопортрет», который я недавно написал, уже стал моим талисманом. Когда его впервые увидели на выставке во Львове, многие мои знакомые говорили, что он удивительно точно передает мой характер. Мой учитель мне посоветовал никогда его не продавать и использовать на персональных выставках вместо фотографии. На киевской выставке это единственная живописная работа.
О. Денисенко «Автопортрет», дерево, левкас, масло

— Олег, у вас есть серия гравюр, посвященных любимым художникам — «Hommage a». Кем вы восхищаетесь и кто ваши кумиры?

— На выставке есть две новые гравюры из этой серии: портреты Альбина Бруновского и Вернера Тюбке, который мне очень близок. Этот художник не так давно умер, его считают классиком немецкого современного искусства, а работал он в жанре фантастического реализма.

О. Денисенко «Hommage a: W. Tubke», гравюра

О. Денисенко «Hommage a: A. Brunovsky», гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
- Сколько времени я буду существовать как художник — столько времени буду создавать работы, посвященные моим любимым мастерам, которых я уважаю и творчество которых меня очень вдохновляет.
…Работы — посвящения Олега Денисенко своим учителям-художникам: Арчимбольдо, Рембрандту, Леонардо да Винчи, Дюреру, Босху и Брейгелю. Узнаете?



— Частый герой ваших работ — рыцарь. Это ваш любимый образ?


— Рыцари — мое давнее детское увлечение. Когда я был маленьким, самым лучшим подарком для меня была пачка пластилина. Я лепил целые армии рыцарей всех времен и народов и мне это страшно нравилось. Кто-то однажды очень хорошо подметил, что взрослый мужчина от ребенка отличается только весом. Это про меня. Я стараюсь сохранить детские моменты — они необычайно важны. И как раз образ рыцаря сохранился в моем творчестве.

— Какого героя вы представляли, когда работали над образом в «Жажде полета»? Воообще, многие ваши персонажи изображены с крыльями — почему?

— В моих работах крылья символизируют творческий полет, полет мысли. И, действительно, в «Жажду полета» я вложил как раз собирательный образ Леонардо да Винчи — изобретателя, художника и гуманиста, который всю жизнь искал способ подняться в небо — не только в физическом смысле. Опираясь на силу своих мыслей и божественную силу, он пытается найти равновесие и баланс, подняться над человеческой суетой, над всем будничным и взглянуть на наш мир сверху.
«Жажда полета», доска, левкас, авторская техника (фото автора репортажа с выставки О. Денисенко)
— Олег, практически каждую работу сопровождает «вплетенный» в нее каллиграфический текст и надписи на латыни. Что это за тексты?

— Мне очень нравится латынь — язык образованных людей Средневековья и Ренессанса. Подписывая работу на латыни, я вкладываю определенный смысл: приглашаю зрителя обратиться к определенным источникам, словарям и побуждаю его к совместному творчеству. А что касается каллиграфических надписей — это имитация средневекового шрифта, такие элементы дополняют композицию и выполняют декоративную функцию.
Олег Денисенко «Пастораль ІІ", 2016, офорт, 23×16
— Ваши гравюры восхитительны по технике выполнения, а как насчет «авторской технике по левкасу» — расскажите о ней, пожалуйста.

— Эту технику придумали мы с моим товарищем Игорем Худяковым, с которым вместе работали в Полиграфическом институте им. И. Федорова (сейчас Украинская Академия книгопечатания). Игорь работал на кафедре химии. Мы придумали способ, с помощью которого можно перенести изображение с металлической матрицы, то есть с графической эстампной пластины на левкас. Игорь запатенттовал наше изобретение — эта техника уникальна.

— Результаты впечатляют… Скажите, Олег, как долго создается такая работа?

— Всегда, когда меня спрашивают, много ли времени занимает создание работы, я вспоминанию слова бессмертного Пабло Пикассо, когда он нарисовал в ресторане на салфетке голубку по просьбе одного посетителя и назвал за нее свою цену. Человек удивленно спрашивает: «Как? Вы рисовали ее пятнадцать секунд и просите за нее 2 000 долларов?!», а Пикассо отвечает: «Я рисовал ее пятнадцать секунд и всю свою жизнь».
О. Денисенко «Равновесие», дерево, левкас, авторская техника, фрагмент
— Что касается процесса, то вначале нужно создать графическое изображение на металлической пластине (как для гравюры — прим. ред.), а затем подготовить основу, на которое будет переводиться изображение. За основу берется доска, обычно липовая, сзади она скрепляется крепкими дубовыми шпугами, чтобы не растрескивалась. Затем на нее наклеивается паволока — льняное грубое полотно или марля, что тоже укрепляет основу. На паволоку один за другим в несколько слоев наносится грунт — мягкая эластичная масса, которая называется левкас. Сама технология левкаса идет от античной живописи — фаюмского портрета и византийской иконы. Затем графическое изображение с матрицы печатается на левкас глубокой печатью, в результате изображение получается рельефным и с ним можно делать фантастические вещи! Работу можно «состарить»: нанести маленькие трещины и сделать кракелюр, нанести патину, имитировать шашель… В этой технике я использую прозрачные, лессировочные краски, наношу один слой, даю ему полностью высохнуть, затем протираю и наносится следующий слой.
- Благодаря такой технологии появляется магическое свечение или же «иллюминации», как это называли в Средние века.
О. Денисенко «Равновесие», дерево, левкас, авторская техника, фрагмент
Фото: страничка художника в Фейсбуке

— Олег, а с чего началось увлечение рисованием, появилась желание стать художником?

— В детстве я очень интересовался историей, страшно любил старинные вещи, читал энциклопедии, книги по истории с очень красивыми гравюрами. Эти картинки меня захватывали, и я мечтал стать археологом, хотел связать свою жизнь с историей и материальной культурой древности.

— Но первый номер в списке «влияний» — мой родной город, который сформировал мое мировосприятие, художественное видение, вкусы и определенные тенденции в творчестве. Я до сих пор каждый день, возвращаясь из мастерской, специально прохожу через центр, и каждый раз словно впервые его вижу. Львов — мой любимый город, я его чувствую, я им вдохновляюсь.
О. Денисенко «Мелодия Надежды», бумага, офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
— Олег, однажды вы сказали, что символика — это основа графики. Проведете для нас экскурсию" по работе «Блуждающий музыкант»?
О. Денисенко «Бродячий музыкант» («Блукаючий музика»), 2001
— Основной посыл в этой работе — это моя большая внутренняя любовь к музыке. Когда я работаю, звучит музыка. Я слушаю классику, джаз, рок, — главное, чтобы это был интеллектуальный продукт очень высокого уровня. И, собственно, мой персонаж держит в своих руках дирижерские палочки — он словно управляет миром. «Блуждающий музыкант» — собирательный образ творческого человека, мудреца-философа, путешественника. Он стоит на шаре, который олицетворяет нашу землю. Вавилонская башня — символ раздробленности людей, она создала большие проблемы в существовании человечества: создала границы, разделила людей. Недостроенная башня у меня заканчивается условной пирамидой, напоминающей чертеж, — эдакая «идея завершения». А конус-чертеж — это символ мысли, которая стремится к высшему началу — к поиску гармонии с Небесами.
О. Денисенко «Нота RE» из серии «Семь нот», бумага, офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
— Ваши офорты, как мастерские гравюры Дюрера, можно часами разглядывать и находить что-то новое. Скажите, чувствуете себя этаким «чародеем в искусстве»?

— Элемент мистики и чародейства, наверное, нельзя отрицать, потому что иначе не будет искусства, — всегда должна оставаться какая-то загадка и место для интерпретаций. Когда у меня спрашивают, что я хотел сказать в своей работе, чувствую себя неловко, потому что так много сделано, использовано множество деталей, символики… И если этого мало — значит, я что-то неправильно сделал, или же человек не желает что-то понимать. Мне интересна история зрителя — ваша притча, ваши эмоции от работы. Иногда можно услышать такое, о чем я даже и близко не думал!

…Одни говорят, что это самое светлое искусство, которые они видели, другие называют готикой и какой-то получертовщиной, третьи видят полет Ренессанса… Сколько людей — столько и мыслей, для этого и существует искусство.
О. Денисенко «Секреты», бумага, офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
— Восприятию искусства нужно учиться точно так же, как и самому искусству. Его можно воспринимать на уровне интуиции, но понимание требует определенных знаний, поэтому зритель должен воспитывать себя и постоянно пополнять свои знания.

— Олег, на выставке можно полюбоваться созданной вами книгой — расскажите об этой вашей работе.

— Эта книга Себастьяна Бранта «Корабль дураков», написанная в 1499 году в Базеле. Она служила светской Библией для людей того времени и описывала все человеческие пороки. В ней рассказывается о шарлатанах, псевдоврачах, астрологах, библиофилах, которые собирают огромные коллекции книг и никогда их не открывают.

Прошло больше половины тысячелетия, а в мире ничего не изменилось, — эта книга абсолютно актуальна и попадает «в десятку»!

— В свое время эту книгу очень красиво оформил гравюрами Альбрехт Дюрер. В мои юношеские годы они меня вдохновляли и были мне очень близки по пластике. Я подумал, что было бы неплохо попробовать себя в этой теме и создать что-то свое. В 1997 году я принялся за работу и за полтора года создал одну большую линогравюру и серию офортов. Книга была выпущена тиражом в девять экземпляров. Это очень большая часть моей творческой жизни, она отняла много времени и энергии, но мне приятно работать с такими вещами.

Для этого издания я выбрал очень качественную бумагу ручного отлива голландской фирмы Ханемюле (Hahnemuhle) цвета слоновой кости, в нее добавлены измельченные альпийские травы, создающие особую фактуру. Кстати, бумагой этой фирмы пользовался и Дюрер. Плюс кожаная обложка, авторское шитье корешка…
Авторская книга О. Денисенко «Корабль дураков» С. Бранта на выставке «Равновесие» в Киеве
— Это та самая книга, что выставлялась на вашей выставке в Доме-музее Дюрера в Германии?

— Да, вместе с Константином Калиновичем, моим другом художником-графиком, мы сделали совместную выставку в Доме-музее А. Дюрера в Нюрнберге — «Посвящение Дюреру». Книга экспонировалась на выставке и вошла в коллекцию этого музея. Мне приятно, что моя книга будет достойно представляться в одном из крупнейших коллекционных собраний, связанным с именем Дюрера. Еще один экземпляр приобрела Королевская Библиотека в Амстердаме, несколько книг купили частные коллекционеры-библиофилы из Украины и Европы, — все экземпляры попали в хорошие руки.
О. Денисенко «Святой Христофор», 2016, 65×42
— Олег, поступают ли к вам предложения как к художнику-иллюстратору?

— Не так давно у меня было несколько привлекательных предложений от очень известных и престижных издательств. Но, начиная работать над иллюстрациями, в какой-то момент я осознал, что я не иллюстратор. Иллюстрация — это отдельный вид искусства, требующий особенного подхода, а я создаю параллельные работы — реминисценции, которые слегка соприкасаются с текстом. Такой подход не всегда нравится издателям. Я смотрю, как к своей работе подходит Владислав Ерко, мой хороший друг, и меня тоже так учили: если берешь какого-то автора, надо выучить его биографию, материальную культуру, аксессуары, которые использовали в то время, психологию людей, которые тогда жили — должен быть очень серьезный подход к книге.
— Мне намного легче сделать своими руками книгу и быть самому себе издателем, редактором и цензором. Была б моя воля, я бы занимался исключительно авторской книгой, — это целый мир для меня! Режиссура, театр, ремесло, идея и вдохновение. Книги — это сложный организм, в котором переплетено огромное количество жанров искусства, начиная от типографики — набора шрифта, и далее, считайте: графический дизайн, искусство штампа, переплет, тиснение… Это очень кропотливый труд, в котором принимает участие целый коллектив. Но постоянно заниматься авторской книгой сложно, долго, затратно и, к сожалению, не прибыльно. Хотя, думаю, был бы интеллектуальный продукт — нашелся бы и его ценитель. Занятие авторской книгой требует полного самоотречения и занятия только ею.

Иллюстрация: О. Денисенко «Охота на единорога», бумага, тушь, перо
— Иногда художник, создавая образ, сам до конца не понимает, что он делает — в этом есть магическая сила искусства. Говорят, художники могут быть пророками и предвидят будущее, а, поскольку человечество развивается по спирали, это сделать несложно: используя символику и идеологию, можно «попасть» в определенный момент и работа будет отвечать «злобе дня».
О. Денисенко «Победа»
— Олег, на выставке представлены несколько скульптур, словно найденных на раскопках. Что вас вдохновило на их создание?

— Порой мне хочется пробовать новые формы выражения, новую пластику, новые жанры. От графики я сначала перешел к доске, левкасу, использованию цвета, а потом потихоньку к пластике в бронзе.
— В работах я стараюсь достичь состояния «музейности», чтобы создать впечатление, будто они вчера были найдены на раскопках. В них должен чувствоваться дух старины и видна патина веков.
О. Денисенко «Прародительница» (укр. «Прамати»), бронза
О. Денисенко «Король и королева», бронза. Фото: страница Музея книги и книгопечатания в фейсбуке
На киевской выставке каждая работа Олега вызывает живейший интерес, даже разгадывание «Смертных грехов» становится захватывающей игрой. Попробуем?
Выставка «Равновесие» в Музее Книги и книгопечатания
продлится до конца июня 2016 года.
Интервью, перевод с украинского — И. Олих. Титульная иллюстрация: О. Денисенко. «Равновесие» (доска, левкас, масло, авторская техника)
Комментировать Комментарии  5
HELP